Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое сверстниковое тьюторство?

Марина Меркулова
Планета Аутизм
  · 954
Поведенческий аналитик (ВСаВА), супервизор; клинический руководитель “Инклюзия 1465”...  · 2 февр 2022
Это наша любимая практика в инклюзии)) По-научному она называется “Сверстнико-опосредованным вмешательством при аутизме”. Сокращенно еще мы называем ее СОВА. Используется в обучении детей с аутизмом и другими нарушениями развития в инклюзивных школах.
Ее суть заключается в том, что временными тьюторами для детей с аутизмом и другими нарушениями развития становятся нейротипичные одноклассники. Эта практика показала свою эффективность и как метод обучения, и как позитивное взаимодействие между нейротипичными учениками и учениками с аутизом.
“Временными” – значит, что наставничество происходит в рамках выполнения определенных заданий в классе или игры. Например, одноклассник без нарушений развития может объяснить задание ученику с аутизмом. Здесь важна обоюдность обучения. Когда такой одноклассник учит своего сверстника с аутизмом, он сам повторяет пройденный материал, учится его структурировать и приобретает лидерские навыки: ставить задачи, давать инструкции другим. Все задания или игры построены таким образом, чтобы все участники процесса научились чему-то новому или отработали старое.
Четкой программы сверстникового тьюторства, подходящей для всех нет. Это поле для экспериментов с разными форматами. Например, наставником в парах может выступать не только нейротипичный сверстник, но и старший ученик с РАС для младшего ребенка с особенностями или без них. Можно устраивать командное обучение с постоянным составом участников и меняющимся. Команды могут соревноваться друг с другом или наоборот обмениваться опытом. Важными элементами СОВА являются личная мотивация каждого и общая мотивация группы/класса, поощрения и подкрепления такого взаимодействия. С этим работает учитель.
Все форматы СОВА объединяют 4 общих правила:
  • Ученикам назначаются роли, которые четко описаны. Участие добровольное с правом выйти из группы. Перед началом вмешательства они могут проходить дополнительное обучение, получив базовые знания об аутизме.
  • Источником академической и социальной значимой информации выступает ученик.
  • Роль учителя ограничивается наблюдением и поддержкой работы групп в рамках класса.
  • Структура задания построена так, чтобы все дети достигли каждый своей цели, академической или социальной.
Здесь вы можете скачать и изучить методичку по сверстнико-опосредованным вмешательствам при аутизме, выпущенную Центром проблем аутизма. Его автор – я, Юлия Преснякова, клинический руководитель “Инклюзии 1465”, сертифицированный поведенческий аналитик, супервизор поведенческих программ, руководитель ABA-центра "Верное решение" и Илья Ермолаев, прикладной аналитик, разработчик методологий и практик музейной инклюзии, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа.
О своем опыте взаимодействия с детьми с аутизмом в инклюзивной московской школе №1465 рассказали сами нейротипичные ребята в короткометражном документальном фильме “Сверстники”, снятом Ириной Музыка, студенткой Московской школы кино. Эту вдохновляющую работу можно посмотреть здесь.
Фильм был сделан в рамках грантового конкурса “Системный эффект” благотворительного фонда Владимира Потанина. Фонд предложил снять фильмы студентам Московской школы кино о значимых и меняющих жизнь людей проектах некоммерческих организаций, которых он поддерживает. Одним из победителей этого конкурса стал Центр проблем аутизма. Благодаря ему в 2013 году впервые в России дети с аутизмом пошли в общеобразовательную школу №1465. В фильме вы познакомитесь с этими ребятами и своими глазами увидите, как работает инклюзия.