Интересный вопрос. Я думаю, оптимально, если психолог и клиент находятся примерно на одном интеллектуальном уровне.
Быть умнее клиента очень тяжело. Чревато недопониманием. Ты привычно перескакиваешь через элементарные логические операции, а клиенту нужно все разжевывать. Приходится осознанно замедляться, искать более простые техники, убеждаться, что клиент тебя понял и т.д. Это тяжело и в итоге снижает эффективность работы. По крайней мере, это мой опыт.
Если клиент умнее, тем более тяжело. Ему скучно, кажется, что психолог говорит банальные вещи, работа идёт медленно, страдают терапевтические отношения и т.д. Так что примерно равный уровень интеллекта - это оптимально.
Психолог помогает не потому, что умнее, а потому, что владеет соотвеьствующими знаниями, умениями и навыками. Точно так же, как представитель любой другой профессии. Если автослесарь смог починить вашу машину, а вы - нет, то не потому, что он умнее вас. Просто он знает это и умеет, а вы - нет.