Речевое поведение является важнейшим объектом исследований в психиатрии и глубокое его изучение позволяет приблизиться к пониманию особенностей личности пациента, чтобы правильно поставить диагноз.
Клинико-лингвистическая диагностика включает психосемантический, паралингвистический, психолингвистический, прагматический и синтаксический аспекты. При диагностике письменной речи отсутствует только паралингвистический аспект.
Психосемантический Субъективные семантики оцениваются по лексико-семантическим категориям:
- выбору определенных слов, характеризующих эмоциональное и прагматическое отношение,
- преобладание в речи определенных лексико-семантических групп (частей речи — существительных, прилагательных, глаголов).
Психолингвистическая диагностика - изучение характера и особенностей речевого высказывания в зависимости от особенностей психопатологической симптоматики. В грамматиках языка различают два уровня организации высказывания: поверхностные и глубинные грамматические структуры языка.
Для данной диагностики применяются психолингвистические коэффициенты:
- коэффициент Трейгера (КТ),
- коэффициенты опредмеченности действия (КОД),
- коэффициент директивности (КД).
Прагматика изучает отношения к знаковой системе субъектов, воспринимающих и использующих данную систему. При прагматическом исследовании рассматривается отношение говорящего:
1) к действительности;
2) к содержанию сообщения;
3) к адресату.
В письменной речи хорошо просматривается иллокутивная функция, которую определяют по преобладающему типу речевых актов.
Выделяют следующие типы речевых актов:
- Ассертивы: утверждения, сообщения, уведомления, положения и т.д.
- Директивы — приказы, просьбы, требования, запреты, разрешения, советы, рекомендации, вопросы и т.д.
- Комиссивы — обязательства, обещания, уверения, гарантии, клятвы, угрозы, обеты и т.д.
- Декларативы — назначения, объявление чего-либо, открытие и закрытие, снятие с должности, решения и т.п.
- Экспрессивы - благодарность, извинения, соболезнования, поздравления, жалобы, похвалы, причитания и т.п.
Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц — предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение:
- синтаксической правильности, цельности, завершенности;
- семантико-синтаксического соответствия;
- семантической полноты высказывания.
Письменная речь, в отличие от разговорной, обладает семантико-синтаксической полнотой и завершенностью, что позволяет создавать более точные и полные представления об отдельных аспектах переживаний личности.