Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Был ли у вас опыт психологического консультирования в чате? Насколько это удобно и продуктивно (консультировать или консультироваться)?

На некоторых сайтах сейчас предлагают психологические консультации посредством переписки в чате. Сам я применяю такой формат только в особых случаях в дополнение к созвонам, и без реального общения он мне кажется совершенно нерабочим: не видеть клиента для меня нормально, но не слышать?

Был ли у вас опыт консультаций по переписке? Или не было, как раз потому что вы разделяете мою позицию?

ПсихологияМессенджеры
Николай Николаевич Литвинов
Спроси психолога
  · 1,9 K
юнгианский аналитик  · 16 авг 2021

Такой эксперимент был, когда мне было 20 лет и мне было интересно. Консультанту на тот момент тоже, видимо, было интересно, поскольку другого мотива проводить консультации в чате я не вижу, честно.

Больше этим не интересуюсь, потому что в таком формате отсутствуют базовые требования к сессиям (и неважно, это коучинг, терапия, бизнес-консультирование или консультация стилиста). Что именно отсутствует из критичного:

  1. Невербальный контакт. Не секрет, что бОльшую часть информации с клиента любой консультант снимает в очном контакте: несоответствие слов и реакций, автоматизмы, позы и движения, тембр голоса и паузы. Все это неотьемлимая часть процесса терапии или консультирования, которая позволяет понять реальную проблему человека. Не сформулированную, не анонсируемую, а реальную. И работать с тем что действительно важно, и что сам клиент не может сформулировать со своей позицией и опытом. Консультации и дальнейшая работа это не "руки", которые выполняют то, что им сказали, это "голова", которая помогает достроить картину неизвестными данными и сформировать более реальное представление, с учетом своих знаний, навыков и опыта.
  2. Внимание и концентрация. Внимание это очень сложная штука, им нужно уметь управлять, иначе можно отвлекаться, терять мысль и "отсутствовать" в процессе. В чате и в даже в конференциях в аудиоформате или звонках, концентрация теряется очень быстро и сознание переходит в режим автопилота. Да, да, нет, да, нет и так далее. Для поддержки концентрации нужна интонация и картинка. Смотреть в чат на слово "печатает", упустить свою мысль, переключиться на что-то другое - привычное дело. И, увы, очень не продуктивное, нить разговора и общий процесс размывается, итога и результата, как правило нет. Понимания тоже.
  3. Сложность в эмоциональном восприятии. Это к вопросу об интонации и верббальном контакте. Наш язык (не буду говорить за другие, на них не консультировала) во многом интонационный, то есть большую часть информации мы воспринимает не из набора слов, а из того каким образом и как они произносятся. В чате очень тяжело выразить и передать тот настрой, который порой бывает важным в консультировании, когда нужно поменять отношение к проблеме, дать иной посыл или направление для размышления, сказать корректно тяжелые для восприятия вещи. В чате подобный текст может смотреться как издевательство или банальная истина, хотя в ином формате был бы иной эффект.
  4. Время. На набор текста и формулировку своих мыслей требуется большее количество времени, чем на устную формулировку. Этого времени достаточно чтобы включились психологические защиты и сопротивление. Можно 5 раз пытаться сформулировать важную фразу и потом стереть ее, потому что голос внутри сказал "Да ну, это фигня, не надо это писать!" (замените на свой вариант:). Это порождает дополнительные проблемы.

Если подытожить, то я бы сформулировала ответ так: это не продуктивно в качестве консультации, но может быть эффективной поддержкой при очной работе, как краткие ответы или прояснения непониманий в важных ситуациях. Например, я сама в чате могу подсказать или дать наводящие вопросы по снам, которые анализируют клиенты. Но пытаться как-то их подробно трактовать я не буду, поскольку это внесет сумятицу в процесс и еще больше их запутает. Сама за консультацией в чат я обращусь, только если мне нужно будет узнать о наличии нужной мне позиции на складе магазина или за уточнением между сессиями. Где есть четкий ответ да/нет или уточнение. Экспертные консультации (в том числе и психологические сессии) в данном формате считаю недопустимыми.

Но, возможно, нужно попробовать на своем опыте и увидеть как происходит процесс, чего не хватает и какие плюсы в нем есть. И на основе этого уже миксовать свой индивидуальный процесс работы как с консультантами, так и с клиентами.

Открыта к обсуждениям, общению и взаимовыгодному сотрудничествуПерейти на vk.com/ksyastrebova
1 эксперт согласен

Всё верно, всё разложено по полочкам. Сам яснее увидел разницу между чатом и живой сессией.

Психолог, схема-терапевт  · 16 авг 2021  · a-zhavnerko.com
Был опыт психологической консультации в роли клиента и терапевта. Как клиентом - мне этого было мало. Но, возможно, за счет того, что я опытный пользователь психологических услуг, так скажем) Как терапевтом - мне очень комфортно консультировать письменно. У меня даже услуга такая есть - «Письмо психологу», и кому-то очень удобно сначала получить представление о своем... Читать далее
психолог, схема-терапевтПерейти на instagram.com/anastasiya_zhavnerko
Психолог. Психотерапевт (КИП доп. образ.) для связи +7 903 138 02 41(WhatsApp)...  · 10 сент 2021  · b17.ru/ruslanpsy
Если мы говорим о психологическом консультировании данный формат вполне возможен, хоть я и не являюсь сторонником его. Для меня этот скорее даже больше психологическое просвещение, чем консультирование полноценно, но при отсутвии других вариантов вполне может быть, помощь даже незначительная лучше чем никакой. Если говорить о полноценной психологической коррекции или... Читать далее
Сидоров Руслан. Психолог-психотерапевт (психодинамические направления)Перейти на t.me/ruslanpsycho
психолог, гештальт-терапевт  · 18 авг 2021
Был опыт консультирования по переписке с одним клиентом в течение 2 лет. Опыт удачный. В работе по переписке есть свои ограничения и свои плюсы. В моем случае у клиентки были проблемы с личным общением. Так же у нее был большой интерес к исследованию себя, что сильно помогало в работе. Лично мне удобнее работать очно и как терапевту, и как клиенту. Думаю, как любой... Читать далее
Задать вопрос, записаться (онлайн) - через ВК, 8-911-116-96-49(Viber, WhatsApp) Перейти на vk.com/id170745326
Первый
Страховой агент  · 16 авг 2021
Был опыт психологического консультирования, но не очень удачный. Заочно очень тяжело понять имеет ли специалист квалификацию и насколько компетентен в вопросе. Поэтому писала на свой страх и риск и пропадала. Видимо мне попался мошенник или человек не компетентный. Была проблема в отношении с супругом, для понимания ситуации у нас был разлад и муж делал много действий... Читать далее

Спасибо! Да, подобные "специалисты" встречаются.