Неодушевлённым предметам даются имена по тому, что человеческой психике необходимо всё понимать, а понимание происходит через очеловечивание в том числе и неодушевлённых предметов.
В науке данное явление называется "Антропоморфизм".
Антропоморфи́зм (от др.-греч. ανθρωπος — человек, μορφή — вид, образ, форма) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы и животных, растения, природные явления, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др.
Антропоморфизм свойственен человеческой психике и проявлялся во все времена. Он присущ всем религиям, мифам и народам.
Антропоморфизм постоянно присутствует в нашей речи и мы не задумываемся об этом. Например:
Николас Эпли, профессор поведенческих наук в Чикагском университете и ведущий специалист по изучению антропоморфизма говорит:
“Исторически антропоморфизация рассматривалась как признак ребячества или глупости, но на самом деле это естественный побочный продукт тенденции, которая делает людей исключительно умными на этой планете”.
Исследователи департамента когнитивных наук Университета Мессины пишут, что очеловечивание можно рассматривать как когнитивный подход, который помогает быстро и эффективно осознать окружающий мир и приспособиться к нему.
Наиболее распространенной формой антропоморфизации является название неодушевленных предметов человеческими именами. Эта тенденция существует уже больше тысячи лет, и названия кораблей, и мечей очевидны в ранних гомеровских эпосах. До сих пор эта тенденция сохраняется и люди мирно с ней уживаются.
Профессор лингвистики Университета Маккуори Ингрид Пиллер даёт объяснение этому:
“Если вы легендарный рыцарь, вы доверяете и защищаете свою жизнь с помощью своего оружия, и если вы находитесь на корабле, ваша жизнь находится во власти судна”.
Современные люди также очеловечивают свои автомобили, давая им имена, клички, уменьшительно-ласкательные названия и наделяют полом.
В заключение можно сказать, что люди часто приписывают разум тем предметам, которые им нравятся. Антропоморфизация отражает желание человека создавать и поддерживать социальные связи, и, если социальных связей в окружении недостаточно, желание очеловечивать предметы усиливается.
Здравствуйте, нут вот например взять поварешку и назвать её Иваном, от этого поварешка изменит свой объем, форму, материал?
Связано с необходимостью обозначить конкретный объект среди множества подобных, вот и всё. Это просто привычный человеку способ генерации идентификаторов.
Это делается, как думаю, для облегчения объяснить собеседнику о чём речь. Расплывчатое "он", "оно", "она" не даёт достаточной информации о предмете разговора. Для понимания мы должны иметь вектор направления, исходную точку, т.е. название. имя.