В демократическом обществе - безусловно. Когда человеку открыты государством и обществом возможности развиваться, то да. Но не в тоталитарной системе.
При тоталитаризме у человека искусственно ограничены возможности. Например: политика. Эта сфера деятельности становится элитной, туда нельзя попасть благодаря таланту, только благодаря связям. Далее следуют: журналистика, литература, гуманитарные науки, мелкий бизнес (кошмарят и давят налогами), педагогика, и пр. и др. Плюс отсутствие социальной помощи (неизменный спутник любой диктатуры) резко ограничивает возможности получить качественное образование.
Нампример, какой бы бедный не был ребенок, родившийся в Германии, ему положено полное финансирование школы, техникума или университета. Если его родители не способны ему помочь или даже мешают, на помощь приходят социальные программы типа бесплатных репетиторов, бесплатного съемного жилья для работы над уроками, бесплатные секции и пр.
От него требуется только одно - свои собственные усилия.
Если же бедный ребенок родился в тоталитарной стране, то финансирования ему никто не даст. Он будет учиться в пределах своего города в условном ПТУ, которое отстает по уровню образования от западных стандартов на десятилетия, лишено финансирования и - в свою очередь, у учителей-неумех. Потом он будет с липовым дипломом искать работу, но его не возьмут по выше указанным причинам.
В тоталитарном государстве нищему намного труднее стать богатым, чем в демократическом. Например, потому, что высшего образования ему не видать, как своих ушей. Денег у родителей нет. Стипендия копеечная. Количество бюджетных мест сокращается. Работы либо нет, либо она занимает все время, в которое вообще-то надо учиться.
Знаменитый миф о том, что "сам встань и сделай, хватит ругать государство" не работает, если государство против того, чтобы ты "встал и сделал".