Тут присутствует сразу два вопроса:
- Почему люди не учатся на чужом опыте?
- И почему люди "наступают на грабли"? То есть, не учатся на своем опыте.
Почему не учатся на чужом опыте:
По большому счету, мозг любого человека учится только на своем собственном опыте. Ведь опыт другого человека, не является, в полной мере, собственным опытом другого.
Под личным опытом я подразумеваю все слои восприятия реальности. К примеру, после удара током из розетки, человек ощутил боль и отдернул руку.
Если мы наблюдаем за этим процессом со стороны, то мы не чувствуем саму боль, мы можем видеть только отдергивание руки и заверения, что это неприятно.
Таким образом, в мозгу первого человека возникает условный рефлекс (автоматическая программа), заставляющая избегать повторения этой ситуации. Повторю: автоматическая бессознательная программа.
Человек же, которому сказали про удар током, не имеет болевого опыта и у него формируется только сознательная программа, не основывающаяся на инстинктах.
Сознательные программы работают в тысячи раз медленнее, чем бессознательные. Поэтому в ситуациях стресса сознание может не успеть быстро принять правильное решение, взвешивая множество комбинаций и вариантов поведения.
Почему не учатся на своем опыте (наступают на грабли):
Но тогда выглядит непонятным, почему человек игнорирует свои же собственные рефлексы (автоматические программы), которые он должен был усвоить???
Дело в том, что без подкрепления, условные рефлексы ослабевают и со временем распадаются.
Это хорошо продемонстрировал профессор Павлов со своими собаками, которых сперва научил вырабатывать слюну на зажигающуюся лампочку.
А потом, он продолжал лампу зажигать, а мяса собакам так и не давал. В итоге собаки перестали вырабатывать слюну на лампочку.
Из чего можно сделать вывод:
Чтобы не "наступать на грабли" (не делать старых ошибок) нужно регулярно заниматься данной темой и постоянно напоминать себе об опасности тех или иных событий.
Так уж устроен наш мозг, что информацию. которой мы долго не пользуемся, он стирает (или заносит в долговременную память, откуда ее бывает сложно оперативно достать). Таким образом, он (мозг) освобождает свои ограниченные ресурсы для оперирования текущими событиями.
Однако свой личный опыт всегда в разы сильней и надежней, чем чужой.