Атеизм – это особое отношение к религии. Хоть языческой, хоть мусульманской, хоть православной, хоть буддистской – все они одинаково достойны уважения с точки зрения атеизма. Уважения – как фундамент человеческой светской культуры.
Наверное, все племена, во всех "краях земли", прошли культурный путь духовного развития от шаманско-языческого поклонения силам природы до всеохватывающих мощных институтов Церкви. Религиозная власть жреческого сословия развилась от уровня племени до уровня мирового господства.
Но это господство Веры лишь духовное (психологическое) и социальное (политическое).
Сфера же познавательного (созидательного) развития, познания "божьих" законов мироустройства – это уже объект не Веры, а Познания (естествознания).
Весь реальный, материальный "божий" мир устроен в соответствии с "замыслом божьим".
Этот "замысел" уже много веков постигается другим, не менее мощным социальным институтом – Наукой.
Люди, служащие материальному прогрессу человечества, изыскивающие всё новые и новые блага для жизни (когда-то пещерного!) человечества, конечно же, не могут себе позволить слепо доверять даже самым "авторитетным" источникам сведений об окружающей действительности.
Поэтому "священные писания" для них – лишь капля в море актуальной информации.
Соответственно, люди, которые имеют благоприятное для усвоения логической (в том числе технической) информации устройство мозга (образно выражаясь – "богом данный талант"), которые очень много и успешно учатся, то есть максимально развивают свой мозг (рабочий орган для служения обществу), на определённом этапе культурного созревания автоматически переходят в категорию атеистов, даже если и продолжают состоять членами религиозной организации.
Нельзя считать синонимами термины "атеист" и "безбожник".
"Безбожником" называют аморального человека, для которого нет ничего святого,способного на подлость и преступление. Безбожником может стать бывший верующий, потерявший веру в былые авторитеты, потерявший веру в неотвратимость божьей кары или в перспективу "вечной жизни".
Атеисту же не грозит потеря веры в загробную жизнь и прочих примитивных "пряников" и "кнутов" религии. Его моральные основы более надёжны, они – нравственны!
По моему мнению – впрочем, это уже признанный культурный феномен – атеизм не является "пороком некоторых умных людей". Напротив, атеизм – если, конечно, не путать его с примитивным безбожием психопата –признак высокой культуры и нравственности личности.
А что касается порока... Пороком является неспособность различать атеизм учёного и безбожие психопата.
Это большой порок, причём не только интеллектуальный, но и моральный. Это как объединять в одно понятие подвиг Гастелло с нападением бешеной собаки.
Впрочем, сатанистское безбожие может маскироваться под респектабельный просвещенный атеизм. Ведь далеко не всякое высшее образование даёт достаточную базу для настоящего атеизма – гуманизма. Так же как не всякое "ответственное лицо" есть истинный "слуга народа".