Аутизм или расстройства аутистического спектра – это особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы. Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей.
Одно из самых популярных современных заблуждений, что аутизм – это болезнь. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться.
Чтобы узнать подробнее об этом состоянии, вы можете посмотреть вебинар "Аутизм: прошлое, настоящее и будущее".
Аутизм или расстройства аутистического спектра – это особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы.
Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей.
Одно из самых популярных современных заблуждений, что аутизм – это болезнь. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться.
Вот здесь вы можете посмотреть вебинар о том, что такое аутизм,
Аутизм ( РАС, расстройства аутистического спектра) – это особенность развития, связанная с нарушением работы мозга.
Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей и особенности обработки сенсорной информации.
Раньше аутизм, синдром Дауна, церебральный паралич называли болезнями. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизм – это нарушение развития, которое присутствует с человеком в течение всей жизни. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться. Но существуют современные эффективные методы помощи, которые помогают людям успешнее общаться, адаптироваться и участвовать в жизни общества.
Аутизм — тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
Характерные признаки аутизма:
1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания («садись», «ешь», «закрой дверь» и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь — наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.
2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия — т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.
3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.
4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.
5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми». Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.
6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.
7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с аутизмом жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости.
8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.
Ряд видов нормального поведения, обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования», часто обнаруживается у детей с аутизмом. Это нормальное поведение проявляется в разных сферах:
1. Аутизм часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с аутизмом, которые ходят и легко удерживают равновесие.
2. Также стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза аутизм. Например, ребенок с аутизмом может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса других детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.
3. Ребенок с аутизмом может иметь довольно развитые специфические интересы — играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Некоторые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.
4. У некоторых детей с аутизмом наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Например, ребенка с аутизмом может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.
Что делать родителям — общие рекомендации.
Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное — проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех. Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания. Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют». При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе — это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях. Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. Выбор конкретных методов и определение нагрузки лежит на родителях и на психологе-спецвоспитателе или семейном терапевте.
Автор: Doctor.kz
Аутизм — это нейробиологическая дисфункция, возникающая вследствие нарушения развития головного мозга. Его еще называют расстройством аутического спектра, поскольку аутизм многообразен в своем проявлении и характеризуется качественными изменениями в социальных взаимодействиях, коммуникативными проблемами, расстройствами поведения.
Лица, страдающие этим заболеванием, имеют очень узкий круг интересов, склонны к стереотипии (повторяющимся действиям), ритуалам, имеют нарушения речи (вплоть до полного отсутствия) и эмоциональной сферы, испытывают сложности с интерпретацией эмоций окружающих.
Первые признаки появляются в детстве, бывают как тяжелые, так и еле уловимые. Люди с легкими симптомами подлежат социальной адаптации и способны обучаться в общем порядке, вступать в брак, работать, вести нормальную социальную жизнь.
Лицам с тяжелыми формами аутизма присваивают группу инвалидности, в большинстве случаев они нуждаются в пожизненных опекунах и официальных представителях. Аутизм не лечится, диагноз устанавливается на всю жизнь, при этом его дифференцируют с такими заболеваниями, как ранняя детская шизофрения, умственная отсталость, ЗПР и пр. Коррекции подлежат лишь состояния, в которых периодически пребывает больной: тревога, панические атаки, психомоторное возбуждение, аутоагрессия и т.д.
На сегодняшний день каждому пятидесятому в мире может быть поставлен диагноз аутизм.
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) – это нарушение нейроразвития, связанное с нетипичной организацией мозга и рядом физиологических нарушений, которые приводят к определённым паттернам поведения: нарушения коммуникации и социальных взаимодействий, стереотипное поведение, следование рутине, зависимость от предсказуемых последовательностей.
Аутизм – это способ адаптации нетипичного мозга к типичной реальности.
Диагностируют аутизм на основе наблюдения за поведением. В 1981 английский психиатр Лорна Уинг ввела в оборот «синдром Аспергера», и затем, опираясь на многолетние наблюдения о большой вариативности аутистического поведения при устойчивости общности у всех так называемой «триады аутизма», она ввела понятие «расстройства аутистического спектра». То есть, аутизм – это гетерогенное расстройство, «аутизмов» много, и РАС – это зонтичный диагноз. При этом важно понимать, что спектр – это не линейка, на одном конце которой «тяжелые», а на другом – «легкие». Все трудности, связанные с симптомокомплексом аутизма, представлены у любого человека из спектра, вне зависимости от уровня его функционирования.
Люди с РАС не могут прогнозировать будущее, поэтому боятся и избегают перемен и неизвестности. Людям с РАС трудно строить социальные связи, так как каждый человек несет в себе определённую непредсказуемость.
Аутизм – это всегда нарушение коммуникации, не важно, владеет человек с РАС устной речью или нет. Дело в том, что при аутизме отсутствует прагматика речи, не хватает понимания, зачем и как эту коммуникацию строить. По этой причине может показаться, как будто люди с РАС не нуждаются в какой-либо коммуникации. На самом деле это не так, им очень нужны другие люди, они хотят общаться, но не знают, как это делать. Этим естественным для обычных людей социальным навыкам нужно обучать.
Важно понимать, что аутизм – это не только нарушение мозга, это расстройство всего организма. Поэтому помимо повышения адаптивности человека с РАС, нужно исследовать весь организм, чтобы соматические проявления исправить медицинскими методами.
С одной стороны, в аутизме есть все еще много не закрытых вопросов по поводу причин и следствий, с другой, он уже достаточно хорошо изучен и к сегодняшнему дню аутизм строго определяют как мультифакторное заболевание, в основе которого лежит биологическая природа, а не психогенная, как считалось ранее. То есть ни какая-либо семья, ни какое-либо воспитание не вызывают аутизм.
Наиболее общее верное определение таково: аутизм — это неврологическое по своей природе нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Но в целом описание расстройств аутистического спектра — невероятно сложная задача, так как симптомы и проявления многообразны, а многие аспекты еще не исследованы.
Можно опираться на так называемую триаду нарушений:
Если вам интересно немного углубиться в эту тему, начните с этого материала, опубликованного фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход». В нем кратко описаны основные подходы к определению аутизма, которые трудно уместить в один ответ. В целом «Выход» ведет огромную просветительскую работу, и чтобы больше понимать об аутизме, избавиться от разных заблуждений и недопониманий, я очень советую подписаться на них, например, в VK или Instagram.
Аутизм или расстройства аутистического спектра – это особенность развития, связанная с нарушением работы центральной нервной системы. Простыми словами это состояние, включающее в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей.
Одно из самых популярных современных заблуждений, что аутизм – это болезнь. Современные научные исследования опровергают это утверждение. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, и от него нельзя вылечиться.
У моего брата с детства прослеживались признаки аутизма. В школе его не принимали одноклассники. Считали, что странный , хотя и умный, некоторые очень обижали. Сколько было потрачено родителями сил для того чтобы откорректировать поведение брата и отношение его к социуму. Сейчас он поступил в ВУЗ на 1 курс, учится , нашлись друзья,
нюансы поведения есть, но они сглаживаются и не бросаются в глаза. Брат сейчас счастлив, о чем сам говорит. Поэтому я считаю, что скорректировать поведение можно, но этому нужно посвятить всего себя, как сделали мои родители. У них была одна цель- вытащить брата из этой болезни, им это удалось на 90%.