Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем иудаизм времен Иисуса отличался от современного иудаизма?

РелигияИудаизм
Св.Архангел Йуриилъ
  · 666
Филология. Палеолингвистика. Библеистика и религиоведение. Искусствоведение. Литературное...  · 2 февр 2022
Самое главное в ответе на такой вопрос - придерживаться формулировки "иудаизм ВРЕМЁН Иисуса", а не "до" и "после" Иисуса, т.к. Иисус на иудаизм нисколько не повлиял, кроме выделения последователей в секту (по тем временам) иудеохристиан.
Иудаизм же I в. н.э. (первых 70 лет) отличался тем, что был связан с деятельностью Второго Храма. Как бы там ни было и как бы ни развивалась конкуренция между течениями саддукеев и фарисеев, Храм был центром религиозной жизни. Коэны и левиты выполняли своё непосредственное служение (согласно Торе). Соответственно, исполнялись все заповеди, связанные с храмовым служением - как левитами, так и простыми иудеями (обряды, связанные с праздниками Песах, Шавуот, Суккот... и др.). В общем-то и после смерти Иисуса ничего в этом отношении не менялось... до разрушения Титом Иерусалима и Храма в 69/70 г.
Разрушение Храма повлекло несколько роковых последствий для иудаизма: погибла часть левитов / храмовой стражи / священнослужителей; были утрачены святые реликвии Храма (менора и т.п.); репрессии, связанные с 1 Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы... Кроме того, саддукеи и общность сектантов, называемая "ессеями", сошли с исторической сцены, т.о. сохранение иудаизма оказалось прерогативой "прушим" - фарисеев.
После осознания того, что традиция устного обсуждения и комментирования Торы, регламентирующая повседневную жизнь иудеев, оказалась под угрозой искажения и забвения, р. Иегуда га-Наси предпринял меры по записи устного наследия. После сбора и редакции материала появился письменный свод т.н. "устной Торы" - МИШНА (II в. н.э.). Поскольку евреи оказались в диаспоре в разных странах, этот свод правил религиозной жизни явился общим для всех, "цементирующим" кодексом культурной и религиозной идентичности. Специфика текста МИШНЫ (предельная лаконичность, компактность, обусловленная мнемоникой) закономерно потребовала более развёрнутого комментария - вследствие чего появились Гемара и Тосефта, все эти слои текста вместе - Мишна, Гемара и Тосефта - и составляют то, что называется "Талмуд". В двух редакциях - Иерусалимского и Вавилонского - Талмуд составлялся со времени записи Мишны до окончательного оформления и внедрения в повседневную жизнь в VIII в. Параллельно этому процессу возникали антиталмудические учения, отстаивающие приоритет исключительно письменной Торы / ТАНАХа, в сумме своей получившие наименование "бней-микра", или "караимы". Полемика раввинистов-талмудистов с караимами породила волну соответствующей литературы (Саадия Гаон и др.), которая способствовала кодификации как иудаизма караимского толка, так и нормативного раввинистического (талмудического) иудаизма. Кроме того, на протяжении 1-го тыс. н.э. достаточно автономно существовали иудейские мистические школы, которым принадлежат тексты типа "Сефер Йецира" или древние слои текста книги "Бахир". В силу разных причин мистический акцент начинает преобладать в Испании конца XI - нач. XII вв., где в этот период произошла интеграция мистики в раввинистический иудаизм и появились первые школы т.н. "каббалы". Далее эти модусы иудаизма уже неразрывно связаны (МАХАРАЛ, пражская школа; АРИзаль, Иосиф Каро, цфатская школа и т.д.), в итоге это привело к духовной реформе хасидизма Бааль Шем-Това (XVIII в.), возникновению течения ХАБАД и противостоящего ему течения "миснагдим" и т.п.). В это же время ассимиляция европейского еврейства и идеи т.н. "еврейского Просвещения (хаскалы)" обернулись появлением в иудаизме XIX и тем более XX вв. ревизионистских течений - "прогрессивного иудаизма" и "реформистского иудаизма" (последний вступил в особую конфронтацию с ортодоксальной раввинистической традицией). И, конечно, нельзя не упомянуть т.н. "мессианский иудаизм", компромисс традиционного иудаизма с христианской идеей.
Т.о. т.н. "современный" иудаизм - это неоднородное религиозное течение, подытожившее 2-хтысячелетний процесс развития талмудических школ и иудейской мистики (каббалы), а также породившее новый духовный опыт - "хасидут". При этом ответвления иудейского модернизма (прогрессивный иудаизм, реформизм...) тоже имеют место быть. В целом это нормально, т.к. и христианство за 2000 лет основательно видоизменилось и имеет мало общего с иудеохристианством I-II вв.
В этом, пожалуй, главное отличие иудаизма в его современном состоянии от "храмового" иудаизма I в., культовая суть которого (обрядовая и церемониальная сторона) как-никак консолидировала общество, несмотря на теологический раскол на "саддукеев" и "фарисеев".
@Феликс Нисенблат, Уважаемый Феликс, насчёт «матчасти»… Смотрю вот и думаю, нарушают ли ваши комментарии законы о... Читать дальше
Библия, гебраистика и иудаика, христианство, мессианский иудаизм. История западных...  · 1 февр 2022
1. Отсутствием Талмуда. Представление о том, что на горе Синай Моисей получил не только "письменную" Тору (т.е. собственно Тору - первые пять книг Танаха или, если угодно, Ветхого Завета), но и т.н. "устную" (т.е. свод не вошедших в библейский текст предписаний ритуально-бытового, семейно-брачного, поведенческого содержания), среди иудейских законоучителей бытовало уже... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Я не делаю себе имя и ничего от себя не говорю -только истину от Всевышнего. Разбиваю...  · 30 янв 2022
Вопрос не совсем корректный... т.к. на сегодня много направлений иудаизма. Но было бы корректнее спросить, чем отличается вера времён Иисуса и Его избранных из иудеев Апостолов, от веры сегодня? Где одних "христиан" на сегодня уже более 42 тысяч ответвлений! Нет ни единого православия, католицизма и т.д. одним словом нет истиной веры, но каждая ветвь яро считают себя... Читать далее
Учитель немецкого, работающий мастером маникюра  · 30 янв 2022
Древний Израиль всегда ассоциировал себя с выражением "Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Как говорит А. Коуэн, автор книги «Талмуд для всех», «в библейские времена люди смело произносили [Божье имя] в повседневной речи». В Бытии 12:8 сказано, что патриарх еврейского народа Авраам «призвал имя Господа». Под влиянием эллинизма, противящегося религии евреев, а также ве... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
религия .философия и прочие не очевидные вещи.  · 2 февр 2022
После поражения, в логических дискуссиях (решала третья сторона ),христианским гностикам и установления христианства в качестве мировой религии, началось логическое укрепление иудаизма,( развитие каббалы и, т, п.) Иудеям пришлось укреплять свои интеллектуальные позиции. Сейчас, христианство не вступает в подобные дискуссии, отпала необходимость. Христианство начало... Читать далее