Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что гениального в «Мона Лизе»? Почему эта картина так популярна?

Искусство и культураИскусство+2
Arnold Sinatra
  · 194,9 K
Художник. Педагог профессионального образования. Круг интересов: теория и практика изобраз...  · 17 февр 2022  · artgryada.ru
Действительно, это очень интересно, почему именно "Джоконда". Особенно при том, что, думаю, никто с полной уверенностью не может сказать какой текст закодирован в этой картине. Ведь Леонардо ни разу не рассказчик сюжета. В картине ничего не происходит. Мы можем лишь строить гипотезы, разгадывая символы. Тогда почему идея "Моны Лизы", ее посыл человечеству мощнее , например, "Мадонны в гроте". Так П.Д.Волкова в своей передаче "Мост над бездной", посвященной да Винчи отмечала, что посетив Лувр Вы с удивлением отметите "художественную дискриминацию Леонардо": в отдельном зале в бронированном стекле вывешена "Джоконда" и вокруг нее толпы сутра до ночи, и в это же время в этом же зале, практически, лишенные внимания, экспонируются без всякого стекла ни менее гениальные "Мадонна в гроте" и "Анна, Мария, младенец и агнец". А ведь значение этих картин не меньшее. И содержание их не менее загадочное. И вообще, Паола Дмитриевна предлагает эти три названные картины рассматривать как отображение одних и тех же размышлений Леонардо о мире, о законах мироздания... Посмотрите передачу, получите огромное удовольствие.
Первое же, что отмечает обыватель в "Джоконде" - это ее мистический флер: то, что Мона Лиза как бы наблюдает за зрителем и ее "ускользающая" улыбка. Видимо этот феномен и сделал ее такой притягательной для массы зрителей. И вот по этому поводу осмелюсь ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что ГЕНИАЛЬНОСТЬ названного ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что оно ЯВЛЯЕТСЯ ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ леонардовского открытия - ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИНЦИПА СФУМАТО. Леонардовское сфумато - это не просто мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров, как сообщает нам Википедия. Мягкость переходов - это ни о чем. Леонардо открыл принцип вовлечения зрителя в активное рассматривание, в домысливание, принцип "трепета жизни" в картине и распространения этого трепета на зрителя. Вот, суть, которую отмечают действительно авторитетные искусствоведы. Эрнст Гомбрих, например, так понимал сфумато: «Великий естествоиспытатель далеко продвинулся в познании особенностей зрительного восприятия. Он хорошо осознал проблему, возникшую в ходе художественного освоения реальности, проблему не менее сложную, чем подчинение натурного образа дисциплине формы. В картинах великих кватрочентистов, последователей Мазаччо, сохранялось одно общее свойство: фигуры, очерченные жестким контуром, уподоблялись деревянным манекенам. И как ни странно, дело тут не в уровне мастерства и не в степени прилежания художника. Никто не мог сравниться с ван Эйком в скрупулезнейшей имитации натуры, никто не мог превзойти Мантенью в совершенстве перспективных построений, в точности рисунка. И все же ни мощь их таланта, ни исключительная зоркость не могли предотвратить статичности фигур, их сходства с изваяниями. Объясняется это тем, что чем больше внимание художника сосредоточено на прорисовке формы, тем больше оно отвлекается от присущей живому существу изменчивости. Пристальный взгляд словно схватывает модель в свои оковы, повелевает ей замереть, как в сказке о Спящей красавице. Художники, осознавая эту трудность, пытались так или иначе преодолеть ее. Так, в картинах Боттичелли взлетающие волны волос и легких тканей должны были рассеять впечатление застылости. Но только Леонардо удалось найти бесспорное решение проблемы. Он понял, что в живописи должна быть некая недосказанность, побуждающая зрителя строить догадки. Если в линиях нет твердой определенности, если форма словно прикрыта вуалью и местами растворяется в тени, исчезает впечатление ее искусственной неподвижности и высушенности. В этом и состоит суть леонардовского открытия, известного под названием «сфумато», – размытые, расплавленные контуры и сгущающиеся тени, в которых формы незаметно перетекают друг в друга, пробуждая в зрителе игру воображения»[Гомбрих Э. История искусства. Перевод В.А. Крючкова, М.И. Майская. М.: ООО Издательство-АСТ, 1998. — 688 с. С.302-303.].
А вот как об этом же говорит отечественный авторитетный искусствовед Сергей Михайлович Даниэль во вступительной статье «Гений наблюдения» к книге «Суждения о науке и искусстве» с советами от Леонардо да Винчи. С. Даниэль объясняет: «Разумеется, как видение (понимание формы), так и техника Леонардо претерпели значительную эволюцию, восходя к изобразительно-пластическим ценностям высшего порядка. Если у раннего Леонардо, при неизменно ощутимой тенденции к ритмической слаженности частей, еще сказывается традиционное понимание линии как очертания, контура, то Леонардо зрелых и поздних лет оперирует линией в собственно пластическом смысле: линия становится способом трансформации пространства, его концентрации и «сгущения» в предмете, и наоборот, тела заключают в себе энергию распространения, экспансии в пространство. Вместо твердой определенности контура возникает двоение, троение ограничивающих линий, будто бы изображается не одно, а несколько тел, наложенных друг на друга или вложенных одно в другое. Свободно комбинируя различные движения фигуры, Леонардо может наделить ее лишней головой или лишней парой ног, как это сделано, например, в известных набросках конного монумента (ок. 1511; Виндзор, Королевская библиотека). Такой рисунок, следовательно, столько же изображает представляемую форму, сколько и самый образ представления формы. Другими словами, это как бы запись визуально-изобразительного действия. Современный ученый-психолог сказал бы, что, во-первых, изобразительные средства используются здесь для непрерывной стимуляции перцептивного действия [восприятия – прим мое] и, во-вторых, что само изображение как объект восприятия становится основой различных перцептивных циклов [циклов восприятия – прим мое], ибо содержит противоречивую информацию. Это в свою очередь служит причиной многозначности изображения, которое открыто для интерпретации»[Даниэль С. М. Гений наблюдения // Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. — СПб., ООО Изд-во Азбука. 2001. — 702 с. С. 9 – 10.]
Итак, ремюзе: глядя на "Джоконду", мы можем смело утверждать, что ни углы глаз, ни края губ не написаны четко. Они растворены в дымке, то бишь к ним применен художником принцип сфумато, тот самый, который делает улыбку загадочной, а взор следящим, тот самый из-за которого каждый видит в картине нечто свое ему лишь желанное. Выпиши он четко черты лица - мистическая притягательность была бы потеряна. Конечно, глупо было бы сказать, что лишь в этом ее гениальность. Возможно, когда-то мы разгадаем и заложенный в ней смысловой код, и картина станет еще гениальнее. Сейчас она, скорее, повод для медитации. Возможно нам следует перевести еще три четверти рукописного наследия Леонардо, чтобы понять его творчество. Пока же лично мне нравится версия Паолы Волковой, а Вам, надеюсь, пригодился мой ответ!
видео, очерки, эссе, мнения о искусстве и людях, которые его делают.Перейти на dzen.ru/id/5faa6ef7aaa3aa095aeef07a
Искусствовед, лектор  · 1 дек 2021
Эпоха Возрождения — период мощного культурного всплеска. Наука и искусство переживают подъём, во главе угла становится человек как творение Бога, его телесность постепенно возвращается в искусство. Около ста лет художники учились максимально точно, математически верно изображать человека и окружающий его мир. Они изучали его тело, строили перспективу и искали наилучший... Читать далее
Больше об искусстве — в моём инстаграмеПерейти на instagram.com/piglettte
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 4 дек 2021
Вот и мне так противненько (аж приятненько) всегда слушать-смотреть Шакурова в "Сто дней после детства"... И я знал и про казус-феномен кражи и потому пиар-эффекта... И Гришковца с удовольствием воспринял с его "Кайфуй, падла!" относительно сего объекта... В детстве её не любил. Что за тётка нисколько даже не красивая. Вот сколько, мол, в самом деле красивеньких... Читать далее
Мнение Раневской по поводу Сикстинской мадонны как-то мимо меня прошло, но во времена Александра Иванова был... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 27 нояб 2022
"Что гениального" и "почему популярна" — это про разное. И даже если-когда гениальное популярно, популус этот самый в массе своей, статистически значимой для вывода-приговора "популярно!", ни разу внутренне никакой гениальности объекта не признаёт, не просекает.  "Гениально" — категория никак не общественно измеряемая, в то время как "популярно" — вполне доказуемая.  Ген... Читать далее
Автор ответов на Яндекс Кью. Опытный пользователь компьютерной техники. Быстро находит...  · 16 мая 2023
«Мона Лиза» – это одна из самых известных картин в мире, написанная итальянским художником Леонардо да Винчи в начале 16 века. Эта картина считается гениальной из-за многих факторов: 1. Техника рисования: Леонардо использовал технику «сфумато», которая позволяет создавать плавные переходы между цветами и тонами, создавая иллюзию объема и глубины. 2. Эмоциональная... Читать далее
Секрет Улыбки Лизы - уметь терпеть, верить и ждать (Любовь Джоконды).
Меня зовут Виктория, я графический дизайнер.  · 4 авг 2021
"Мона Лиза" достаточно долгое время с момента своего создания была обыкновенной картиной, не имела такой бешеной популярности. Современник Леонардо и по совместительству автор биографий художников Джорджо Вазари восхищался "Джокондой". Он писал о том, что женская фигура написана настолько реалистично, что на шее Джоконды можно увидеть пульсацию вен. Конечно, в отличии... Читать далее
15 лет. Разбираюсь в современных технологиях, также в этикете  · 8 апр 2023
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи - это одна из самых известных картин в мире и одно из самых значимых произведений искусства Ренессанса. Её популярность обусловлена несколькими факторами. Первый фактор - это мастерство самого Леонардо да Винчи. Он был одним из наиболее талантливых и разносторонних художников в истории, и «Мона Лиза» отражает его уникальный талант. Эта... Читать далее
Первый
Преподаватель истории искусств в ДХШ  · 8 мар 2022
На мой взгляд, есть несколько портретных находок, опережающих время написания произведения. Во-первых, безусловно, техника написания: маслянная живопись в то время не так распространена была, как темперная. Леонардо изобрел собственный стиль письма тончайшими слоями-лессирвками. Такая техника позволяла передать нюансы светотени, названа позднее,,сфумато,, Во-вторых... Читать далее
Первый
В этой картине гениальна её судьба и то количество тайн, скрытого смысла и совпадений, которые эту судьбу создали. Не для кого уже не секрет, что Леонардо любил мужчин, а если быть точным он любил, видел и чувствовал, как и любой гений энергетику формы детей воды. В 1490 году в возрасте 10 лет Леонардо взял себе ученика настоящее имя которого было Джан Джакомо Капротти... Читать далее
надоело  · 30 сент 2019
Дело в технике в которой исполнена картина. Леонардо писал картину чуть ли не полтора десятилетия, накладывая мазок за мазком, тончайшими полупрозрачными слоями, в итоге зритель видит очень сложную картину не просто отраженного света от поверхности, как это было бы если картину напечатали на принтере, а еще и свет отраженный от десятка нижних слоев. Ну и композиция, худо... Читать далее
Зритель не видит сложной картины - в Лувре она висит за многослойным пуленепробиваемым стеклом в синем бликующем... Читать дальше