С детством и юностью будет по-разному:
Детство, особенно раннее - это и есть непрерывное обучение целиком и полностью. Каждое действие - это часть обучения: как завязывать шнурки, как держать вилку, как выражать свои мысли словами, как говорить с другими людьми, как бегать, как устроено общество людей, как устроен ты сам...
Поэтому загонять в рамки, изучать специально что-то "по учебнику" - очень-очень плохо. Всегда будет так, что человек потратил время, когда должен был учиться общаться, или бегать и развивать свое тело, или изучать язык просто разговаривая с друзьями и семьей - на что-то другое.
И потом будут проблемы, отставание в этих областях.
А дальше, постепенно от младших классов до универа - процент умственной работы должен быть все больше и больше . (Но не в ущерб развитию тела и социальных навыков)
Ложная дихотомия детекдед.
Лучше заниматься и кружками и беззаботностью, для чего составить (би-)недельное расписание ваших занятий, непременно запланировав время на незапланированную беззаботность.
Правильно, главное найти золотую середину.
Во всем важен баланс. Перебор в кружках и занятиях ворует детство, с одной стороны, а с другой стороны, многие окна возможностей для человека открыты в детстве.
Например, если ребенка до 13 лет не научили говорить, он больше никогда в жизни не научится говорить, такое окно возможностей закрывается на всегда.
А гулять и веселиться всегда интереснее в более осознанном возрасте.
Угу, особенно круто в ночном клубе тусить под 60 лет