В прошлом году критики много шутили про то, что лучшие российские фильмы года сняли румыны (речь про "Сьераневаду" Пую и "Выпускной" Мунджиу). Как и в любой шутке - в этой содержалась здравая мысль, что патентованный стиль "румынской новой волны", стилистически и культурно близкий России, неплохо бы подошел нашему независимому кино (которое предпочитает формат притчи). Группа румынских режиссеров же умудряется снимать кино простое, живое и очень содержательное.
Дебютная "Теснота" Балагова - как раз такой случай: кино, в котором реальная история, случившаяся в Нальчике 1998-го, умудряется быть одновременно "житейской", но очень богатой на смысловые слои. Вдобавок это талантливо срежиссированное кино, внимательное и чуткое к местной фактуре, цвету, актерских работам и не в последнюю очередь эпохе, про которую у нас не так много снято фильмов. Его можно прочувствовать эмоционально, а можно просмотреть головой - в обоих случаях это будет небезынтересный и довольно напряженный опыт. Отдельно отмечу дебют Дарьи Жовнер, которая сыграла главную роль: на мой взгляд, в российском кино как минимум в этом ничего не было (и вряд ли будет).
То, что он изображает жизнь Нальчика 1990-х, причем глазами человека из Кабардино-Балкарии, а не из Москвы или Питера. Для нашего кино это редкость. Оно у нас столично ориентировано. Даже если показана жизнь в провинции, идейная перспектива все равно столичная. А не "Давайте я откровенно расскажу про мой город".