Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что означает фраза Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

ИсторияФилософия+3
Dasha O'hara
  · 62,6 K
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 13 мар 2021

Для меня эта "избитая фраза" обозначает склонность сапиенсов к поверхностным суждениям. В том месте соображений Декарта, откуда взято это словосочетание, для меня ценно акцентирование на осознавании того, что удостоверением разумности является не собственно мышление, а наличие в сознании сомнений.

склонность не к поверхностным суждениям, а к самоедству, а так ты ,Виктор, прав.
Комментарий был удалён за нарушение правил

Никита Котов, Вообще говоря, в моём представлении - это моё "я" выделилось ("взяло себя") из разумности (потребности выделять из всего чуйствуемого - существенное для жизнедеятельности) организма - его носителя, и произошло это не "вдруг", а - "по некоторым обстоятельствам"...

Никита Котов, Это минимально возможное суждение как видим - вводит ленивых читателей в заблуждение, потому как Декарт не исключал возможности, что мыслящий субъект может быть продуктом чужой воли, и только способный сомневаться в мыслимом - актом сомнения удостоверяет свою независимость... Как я понимаю - философствования можно уподобить огранке алмазов: сосредоточиваясь сугубо на процессе - производим одну лишь пыль, а чтобы получился бриллиант - нужно знать, что пылью должно стать только лишнее..

Никита Котов, "Мыслю - значит существую (как существует всё прочее...)" - не то же самое, что "я существую" (отдельно хоть бы от чего-то), а в вопросе фигурирует именно "я"...

ОБ ОСНОВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

  1. Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны

...

  1. Мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем: это - первое, что мы познаём в ходе философствования

Я часто замечал, что причиной заблуждений философов бывает то, что они пытаются с помощью логических выкладок объяснять простейшие и само собой понятные вещи таким образом, что они их только затемняют. Однако, когда я сказал, что положение "Я мыслю, следовательно, я существую" является первичным и самым достоверным из всех, какие только могут представляться кому-либо в ходе философствования, я тем самым не отрицал необходимости знать до него, что такое мышление, существование, достоверность, а также что немыслимо, чтобы то, что мыслит, не существовало и т.п., но поскольку все это - простейшие понятия, кои сами по себе не дают познания ни одной из существующих вещей, я не счел нужным их перечислять.

Рене Декарт. "Первоначала философии"

Никита Котов, Что ж , Ваша воля - различать только то что Вам нравится...

Видимо мне, прям как Декарту - придётся добавить замечание, что неразумное "я" - нонсенс...

Никита Котов, В общем случае, то есть без упоминания субъективного "я" - возражений не будет, потому как я полагаю, что любой новорожденный организм обучающий себя ради выживания координировать сокращения мышц своего тела и посредством этого - дышать, смотреть, ползать, ходить, и пр. - таким образом именно мыслит ( как бы - бессознательно программируя нервную систему на "команды", обеспечивающие приемлемую эффективность действий), при этом - не выделяя себя из воспринимаемой картины мира... Но при разговоре о сапиенсах - обойтись без их "я", являющихся порождениями разумности - вряд ли возможно: для меня разумность "я" - само собой разумеющееся "общее место"...

Никита Котов, С Декарта как говорится "взятки - гладки", но сапиенсы, которым из всего ним написанного известно одно только Cogito ergo sum - и ввиду новейших данных, добытых научными работниками - не находят повода усомниться в тождестве мышления и разумности...

Никита Котов, Воот - об этой персоне можно с уверенностью сказать , что это среднестатистический сапиенс, то есть нечто, наделённое сознанием, тогда как я в своих сообщениях пытаюсь выражать переживания живого человека (личности, взаимодействующей с душой организма-носителя), а судя пр Вашим высказываниям - так они выражают позицию биоробота, не различающего ничего кроме условностей, содержащихся в информации, представляющей собой обозначения чужих знаний...

Никита Котов, Не смею настаивать на своей блажи: диалектиков на планете кроме меня, грешного - нету...

Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок...  · 9 авг 2021  · dzen.ru/igorbon55
Хороший вопрос! Во-первых, много глупостей наговорено по поводу этой "философской формулы". Уже при жизни Декарта ему возражали: "Чтобы мыслить, нужно сначала существовать" (будто бы Декарт не знал этого). Ответ философов (я имею в виду грамотных философов) обычно такой: "господа, мы не о том говорим". Во-вторых, давайте прислушаемся к мнению неглупых и грамотных... Читать далее
"Сократические беседы"Перейти на zen.yandex.ru/igorbon55
Ну, конечно, тавтология, как и любое логически правильное дедуктивное суждение. Тезис лишь дает инверсию самообозн... Читать дальше
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений  · 28 окт 2018  · izm.io

Что останется, если усомниться во всём? Только факт самого сомнения. Само сомнение несомненно. Сомнение же есть момент cogito, то есть умственной деятельности (не вполне точно переводить её как "мышление"). Сомнение предполагает сомневающегося. Отсюда "сомневаюсь - значит существую". Dubito ergo sum. Или "мыслю (переживаю, чувствую) - значит существую". Cogito ergo sum.

Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
(жмя плечьми): эти франузы всегда были затейниками: тут и совершенно c-ног-сшибающий своим дУхом (увы, не вкусом!)... Читать дальше
Философия, гуманитарные науки   · 17 нояб 2021
Эта фраза часто (и ошибочно) приводится как логическое умозаключение (по типу импликации: если мыслю, то существую). Однако здесь не выводится бытие из мышления, а скорее, наоборот. Не тот, кто мыслит, существует, а существует тот, кто мыслит. Иными словами, существует в качестве мыслящего. Это самое достоверное из всех положений, с какого начинается философствование... Читать далее
Вы допустили элементарную логическую ошибку в 1-ом абзаце.
физика, математика, древняя история, философия, нусология  · 6 окт 2021
Декарт "забыл" добавить существенное окончание: "...значит я существую, КАК ЧЕЛОВЕК". Тогда смысл афоризма становится более понятным- ведь именно мышление,творчество, отличает человека разумного от других видов. Просто "существовать" (есть, пить,размножаться) могут многие. Существовать, как именно ЧЕЛОВЕК, может только тот, кто мыслит, непрерывно совершенствуется... Читать далее
История, обществознание,педагогика , школьная психология , отношения, семья ,здоровье...  · 14 янв 2021
" Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь. Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина. Но раз моя уверенность в... Читать далее
Давно занимался прогнозирования. Потом бизнесом, но стал просто пенсионером. По...  · 4 дек 2019

Ключевое слово в этой фразе "я". Для того, чтобы понять, что человек существует он должен как минимум сделать две вещи. Понять, что он мыслит и понимая это проанализировать, обращая выводы относительно себя, что он жив. Это нельзя сделать, если человек не осознает себя как личность, т.е. не имеет "Я". Тогда он "овощ" или мёртв.

Работающий еще совсем недавно  · 23 июн 2022
Слово "следовательно" в этой фразе лишнее.
Когда человек употребляет слово "Я" - это значит, что он понимает, что это слово подразумевает в себе того, кто в данный момент существует и оценивает себя как личность, т.е мыслит.
Можно было просто сказать "Я" является мыслящим  существом.
Электромонтёр. Времени много, читать люблю. Понемногу обо всем.  · 8 окт 2021
Для начала, следует разобраться в самой фразе. Термин "следовательно" указывает, что ПЕРВОЕ невозможно без ВТОРОГО. Т.е. все, утверждающие, что Декарт не видел существования без мышления, просто не владеют мат. логикой. А, вот, возможность мышления без существования данная фраза отрицает. Соответственно, данное утверждение служит, в первую очередь, подтверждением... Читать далее
Человек разумный из ссср  · 16 окт 2020

фраза не верно переведена: я сомневаюсь следовательно , существую. Если ты можешь усомниться в своем существовании ,то ты существуешь. Так же как критическое мышление делает из тебя человека, а не образ в симуляции