Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что означает фраза Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

ИсторияФилософия+3
Dasha O'hara
  · 62,6 K
Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок...  · 9 авг 2021  · dzen.ru/igorbon55
Хороший вопрос! Во-первых, много глупостей наговорено по поводу этой "философской формулы". Уже при жизни Декарта ему возражали: "Чтобы мыслить, нужно сначала существовать" (будто бы Декарт не знал этого).
Ответ философов (я имею в виду грамотных философов) обычно такой: "господа, мы не о том говорим". Во-вторых, давайте прислушаемся к мнению неглупых и грамотных философов об этом высказывании (об этой формуле) Декарта.
Вот И. Кант говорил, что это тавтология. А тавтология — это логическая ошибка. Но Кант не критикует Декарта (и тем более не упрекает прекрасного математика и метафизика в отсутствии логики).
Он совершенно верно фиксирует особого рода тавтологии, на которые философы переходят (у Декарта с помощью процедуры сомнения), когда хотят выразить фундаментальные (лежащие в основании человеческой жизни) свойства предельных оснований человеческой жизни. Или бытийные основания (от термина "бытие").
О предельных основаниях говорят на другом языке, хотя и применяются известные термины. Термины же читаются (понимаются) cum grano salis (со щепоткой соли), не буквально.
Допустим термин "божественный" не говорит о Боге, но употребляется для обозначения того в человеке, что не им (человеком) создано, но есть. Пример: любовь.
Предельные основания являются самоосновными (самопричинными).
Поэтому и говорится о бытийном состоянии "я мыслю и я есть в качестве мыслящего". "Я мыслю" порождает "состояние мысли". Или коротко: мысль является причиной мысли. Но особая, бытийная.
Кстати, иногда философию определяют как "мышление о мышлении". Вот у Аристотеля читаем: "Ум имеет своим предметом начала и сам есть начало знания" — Втор. Аналитика).
Для обозначения бытийной мысли философы переходят к терминам "как таковая", "мысль/сознание вообще", "чистая мысль".
Вот бытийность и метафизичность высказывания Декарта обычно и не видят.
"Сократические беседы"Перейти на zen.yandex.ru/igorbon55
Ну, конечно, тавтология, как и любое логически правильное дедуктивное суждение. Тезис лишь дает инверсию самообозн... Читать дальше
@Олег Киръ, сogitor, ergo sum — это тавтология)) И тавтология может быть "синтетическим суждением априори")) Или, в нашей терминологии, продуктивной тавтологией.
О чём спорить? — Всё на поверхности: мысль — субстанция несгораемая.... По сей день — существует... ( это я о Декарте): дебилоидов одипломленных кормит, которые сами мыслить не приучены, но-таки диссертации на нём пишут, читать не научившись. Учитесь думать самостоятельно. Иначе — сдохнем.
возможно, Декарт имел ввиду что пока он думает (мыслит) он еще живет (живой), что бы подтвердить свое существование... а великие умы человечества, чуть ли не целую науку придумали по этому поводу, такое ощущение, что каждый кто анализировал и предполагал свои теории, пытались выразить (доказать) свое существование.... реально бедный Декарт...
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений  · 28 окт 2018  · izm.io

Что останется, если усомниться во всём? Только факт самого сомнения. Само сомнение несомненно. Сомнение же есть момент cogito, то есть умственной деятельности (не вполне точно переводить её как "мышление"). Сомнение предполагает сомневающегося. Отсюда "сомневаюсь - значит существую". Dubito ergo sum. Или "мыслю (переживаю, чувствую) - значит существую". Cogito ergo sum.

Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
(жмя плечьми): эти франузы всегда были затейниками: тут и совершенно c-ног-сшибающий своим дУхом (увы, не вкусом!)... Читать дальше
Философия, гуманитарные науки   · 17 нояб 2021
Эта фраза часто (и ошибочно) приводится как логическое умозаключение (по типу импликации: если мыслю, то существую). Однако здесь не выводится бытие из мышления, а скорее, наоборот. Не тот, кто мыслит, существует, а существует тот, кто мыслит. Иными словами, существует в качестве мыслящего. Это самое достоверное из всех положений, с какого начинается философствование... Читать далее
Вы допустили элементарную логическую ошибку в 1-ом абзаце.
физика, математика, древняя история, философия, нусология  · 6 окт 2021
Декарт "забыл" добавить существенное окончание: "...значит я существую, КАК ЧЕЛОВЕК". Тогда смысл афоризма становится более понятным- ведь именно мышление,творчество, отличает человека разумного от других видов. Просто "существовать" (есть, пить,размножаться) могут многие. Существовать, как именно ЧЕЛОВЕК, может только тот, кто мыслит, непрерывно совершенствуется... Читать далее
История, обществознание,педагогика , школьная психология , отношения, семья ,здоровье...  · 14 янв 2021
" Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь. Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина. Но раз моя уверенность в... Читать далее
Давно занимался прогнозирования. Потом бизнесом, но стал просто пенсионером. По...  · 4 дек 2019

Ключевое слово в этой фразе "я". Для того, чтобы понять, что человек существует он должен как минимум сделать две вещи. Понять, что он мыслит и понимая это проанализировать, обращая выводы относительно себя, что он жив. Это нельзя сделать, если человек не осознает себя как личность, т.е. не имеет "Я". Тогда он "овощ" или мёртв.

слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 13 мар 2021

Для меня эта "избитая фраза" обозначает склонность сапиенсов к поверхностным суждениям. В том месте соображений Декарта, откуда взято это словосочетание, для меня ценно акцентирование на осознавании того, что удостоверением разумности является не собственно мышление, а наличие в сознании сомнений.

склонность не к поверхностным суждениям, а к самоедству, а так ты ,Виктор, прав.
Работающий еще совсем недавно  · 23 июн 2022
Слово "следовательно" в этой фразе лишнее.
Когда человек употребляет слово "Я" - это значит, что он понимает, что это слово подразумевает в себе того, кто в данный момент существует и оценивает себя как личность, т.е мыслит.
Можно было просто сказать "Я" является мыслящим  существом.
Электромонтёр. Времени много, читать люблю. Понемногу обо всем.  · 8 окт 2021
Для начала, следует разобраться в самой фразе. Термин "следовательно" указывает, что ПЕРВОЕ невозможно без ВТОРОГО. Т.е. все, утверждающие, что Декарт не видел существования без мышления, просто не владеют мат. логикой. А, вот, возможность мышления без существования данная фраза отрицает. Соответственно, данное утверждение служит, в первую очередь, подтверждением... Читать далее
Человек разумный из ссср  · 16 окт 2020

фраза не верно переведена: я сомневаюсь следовательно , существую. Если ты можешь усомниться в своем существовании ,то ты существуешь. Так же как критическое мышление делает из тебя человека, а не образ в симуляции