Мне кажется достаточно привлекательной концепция современного австралийского философа Дэвида Чалмерса. Чалмерсу принадлежит формулировка так называемой «трудной проблемы сознания»: почему мы вообще имеем субъективный опыт? Действительно, естественные науки — физиология, нейробиология — в той или иной мере успешно объясняют поведение человека, не только инстинктивное, но и более сложное: мы знаем, какие участки могза отвечают за эмоции, за религиозный опыт и так далее. Однако трудная проблема сознания заключается в следующем: почему все эти сложные механизмы функционирования организма вообще сопровождаются субъективным «внутренним кино»? Почему мы не существуем «в темноте», как роботы или зомби?
Коротко говоря, Чалмерс считает, что сознание — это один из фундаментальных «кирпичиков» вселенной, наряду с энергией, массой, пространством, временем и т. д. Сознание является компонентом вселенной в том же смысле, в каком компонентом вселенной является материя, и как пространство не редуцируется до чего-то более простого, так и сознание, по мнению Чалмерса, не может быть сведено к чему-то кроме себя самого. Таким образом, сознанием в той или иной мере наделена любая система, вплоть до одноклеточных, молекул, элементарных частиц, и отличие животных и человека от всей окружающей вселенной — не качественное, а количественное: чем более сложная система и чем больше в неё интегрировано информации, тем более «сложным» она обладает сознанием и тем более развит у неё субъективный момент.
В целом, концепцию Чалмерса можно охарактеризовать как дуалистичную, и в определённом смысле она отсылает ещё к Декарту с его res extensa и res cogitans, хотя, конечно, опираются они на совершенно разные предпосылки. Эта концепция вовсе не избавляет нас от сложных проблем (а может, только увеличивает их список), и разумеется, она ещё нуждается в научном обосновании. Но ведь интересно!