Я есть сознание самого себя, и (по-своему) <даже> выражает самосознание. «Я, как только акт самосознания, лишено само по себе всякого содержания, есть только светлая точка в смутном потоке психических состояний» (В. С. Соловьев, — русский философ).
Как пишет Гегель, «ощущающее существо обладает чувством своей самости». Стоит сказать, что самость не очень-то ясно представлена в нашем сознании, и оттого несет (в себе) <и> некую неопределенность. К ней подходят слова (что могут характеризовать ее) немецкого философа Риккерта: «Последним членом ряда субъекта», есть «не что иное, как безымянное… безличное… единственное…», и наверно таинственное.
Самость имеет отношение к бытию человека, ибо являет то <онтологическое> основание на котором и происходят и я, дух (Шеллинг, «разумное начало, или начало света, действует отнюдь не само по себе, а будучи связано с самостью, т.е. поднятое до духа»), душа и сознание, да и самого человека. В таком отношении представляет <и> субъект (человека).
Как (еще) полагают философы самость не только представляет человека в ее индивидуальном существовании, но (вместе с тем) и связана со всеобщим – с миром, «самость каждой особи есть не иначе как индивидуальная сторона сверхиндивидуального» (Н.О. Лосский, русский философ).