Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое рационализм в науке и философии?

ФилософияНаукаРазум
Анонимный вопрос
"Искатели истины"
  · 7,0 K
Интересуюсь философией, науками… и тем как они объясняют мир, человека…  · 27 июн 2023
Уже древнегреческими философами было предложено мироустройство, в котором положен принцип разума. Что означает: в основании или в начале всякого бытия находится Разум – имеется ввиду всеобщий или мировой. Вспомним о древнегреческом философе Анаксагоре говорившем, что «порядок всех вещей определяются и устраиваются разумной силой бесконечного ума».
А что значит правит всем (миром)? А и то что Ум в природе (Анаксагор: «И совокупным круговращением [мира] правит Ум, так что [благодаря ему это] круговращение вообще началось»), но и в человеке. По словам античного философа Плотина, «разумное в нас наличествует скорее потенциально…». Это <и> есть то общее и основательное что имеется и в человеке (в сознании), и вне его – в мире.
Как известно самое глубокие познания происходят при помощи знаний и наук. И в них самым сущностным образом представлен разум или принцип разума. Как справедливо отмечается древнегреческим философом Аристотелем: «…наука же и нус всегда истинны; так как, далее, кроме нуса, нет другого рода [познания], который превосходил бы науку точностью», «под нусом я понимаю начало науки». Стало быть, этот принцип разума и определяет науку в смысле ее сущности и систему.
Философия направлена на познание мира в целостности, в системе. Для того чтобы осуществить это надо определится с возможностью подобного познания и на основании чего это возможно осуществить.
Итак, разум определяет науку. Знания, науки находятся в душе человека, а разум в основании ее.
Разум в человеке как считают они происходит от всеобщего или мирового Разума. Этот мировой Разум есть самодостаточный, т.е. «обладает самобытием» (Фома Аквинский, – философ, теолог). А так как человеческий ум происходит от Него то по принципу (акту) Творения и получает все его свойства (способности), и потому, как говорит философ способен осуществлять «деятельность через самое себя без посредства какого бы то ни было тела» («Поскольку сущность души нематериальна и сотворена высшим умом, ничто не препятствует тому, чтобы та полученная ею от высшего ума сила, посредством которой она производит абстрагирование из материи, проистекала… из сущности души»). Подобная его основательность и самодостаточность представлена тем, по выражению античного философа что имеет в себе все необходимое, «в уме, в котором присутствует все» (Дамаский, античный философ).
Человек располагая такими возможностями способен созерцать, умопостигать многие необходимые сущности (согласно Платону, истинно сущее созерцается «одним правителем души – умом»); определять критерипально (Парменид: «Критерием [истины] он считал разум (логос)», Платон, нет «ничего столь проникнутое мерой, как ум…», Лао Цзы: «Любые отклоненья зрит лицом к лицу»), определяет принципы и науку (Аристотель, «для [перво]принципов существует ум»). 
Вследствие своей умозрительной (умосозерцательной) и деятельной способности (ведь ум как думает Иоанн Дамаскин, «есть начало деяния»), он открывает идеи, сущности, принципы и «определяет» их в систему, поскольку (сам) есть система. Как полагает философ, «чистый разум… приводит все свои знания в систему» (Кант).
При этом надо учитывать и то, что рациональное имеет свое основания в человеке в его телесности в мозге – в виде определенных материальных носителей. Как читаем у Канта: разум «судит из априорного основания», а ведь априорное есть врожденное и должно быть представлено своими опять-таки телесными формами (в мозге, что уже было понятно Аристотелю).
Дело в том, что система познания мира как говорят философы уже представлена априорной системой души и познать мир означает осуществить (в нас) это необходимые врожденные сущности. Здесь разум как-бы действует совместно с системой априорного (в нас).  Кантом отмечается, «где речь идет о сфере априорного познания (основывающегося со своими принципами на особой законодательствующей способности субъекта), ибо здесь отличительными свойствами этой способности a priori определена сфера применения этих законов».
Но опять же самым главным при этом выступает разум что представлен в рациональной сущности души и человека.
Таким образом душа опираясь на свои рационалистические возможности (в том числе на знания, науки) способна формировать систему мира (т.е. теорию о мире), исходя из опять-таки умосозерцаний и умопостижений сверхчувственного как первичного; оно ведь выступает приоритетным для познания и знания. Ибо Там (в умопостигаемом), как думают они находятся и сам Разум, и идеи и другие необходимые и всеобщие сущности.  И от них происходят вещи, значит истина вещей находится не в самих <чувственно-воспринимаемых> вещах, а в том от чего они происходят. Для этих философов характерно правило: «Ибо мы полагаем, что познаем каждую вещь тогда, когда уясняем ее причины и первые начала» (Прокл, античный философ)
Стоит отметить что для них мир представлен в нематериалистической мидели мира.
Стало быть, исходя из познания сущности идей и другого сродного им <и> можно представить мир в его теоретическом виде (изложении). В том следует отметить что система мышления, интеллект человека суть рационалистические, ибо (опять-таки) представлены сущностью разума. На его основании и совершается теоретическое познание, а сформированные теория выступает базой для последующих продвижений по пути познания. 
Таким образом (на основе теоретического познания) можно подойти к сущностному пониманию (и понятию) каким мир есть в принципе и в его всеобщих контурах (разумеется, без эмпирических подробностей). Этим мы добиваемся установление предмета, т.е. цели научного и философского познания, а уже от него уточняется и формируется методология и система познания.
Конечно, всем этим (опять же) добиваемся становлении теории, которая описывает действительность и мир таким каким он есть на само деле, т.е. в действительности, а не таким каким кому-то может представляться, казаться и т.п. В том совершенно прав философ Плотин: «Познание же тем более истинно, чем более познающее становится сродным с тем, что им познается», ибо «истина лишь тогда истина, когда утверждаемое ею не отличается от бытия того, что утверждается, когда она содержит в себе и говорит именно то, что есть».
Важно отметить эти философы подводят нас к тому, что рационализм может совместно с другими науками сформировать философскую систему науки и вместе с ней представить, каким есть мир в принципе – и, по существу.
И в заключение можно сказать, что эти философы говорят, что принцип разума, а он-то есть универсальный принцип, определяет собой все – знания и науки, душу и сознание, служит основанием для всего действительного и истинного, да и для самого бытия, ибо посредством своей душевной сущности и являет бытие (в частности и вообще).