Начнем с того, что оно (сознание) относится к душе и есть ее основное (сущностное) проявление. Как <по этому> метко выражается немецкий философ Гегель, «дух есть сознание, и раскрывает свои моменты».
И еще о нем следует сказать, что оно более всего выражает в человеке сущность рационалистическую, т.е. разум. Разве можно говорить, что мышление, представление и т.п. возможны вне сознания. Именно все это происходит, так сказать, под сенью сознания, и освещенное его душевным (т.е. духовным) светом. При более пристальном рассмотрении души и сознания мы не можем не отметить того, что оно являет собой эталон совершенства и даже выказывает признаки универсальности, так как способно соотноситься со многим и разнообразным и, соответственно, <по-своему> отвечать (уподобляться) всему тому.
На вопрос: что же стоит за ним, содержит ли оно в себе более основательную сущность, то древние (философы), в особенности философы идеалистического направления в философии, уверены в том, что этой сущностью выступает разум. Но разум не есть самое изначальное, ибо за самим им стоит всеобщая сущность Единого, другие именуют его иначе — Абсолютным, Первым… Но как бы не называли то, за всем тем стоит одно и то же.
Поэтому философы, подходя к объяснению подобного существования души и сознания с философской позиции, включающей в себя онтологию и гносеологию, пришли к выводу, что душа, сознание, дух есть в сущности проявления всеобщего <подлинного> бытия или того, что выступает началом для всего. Как пишет немецкий философ Лейбниц: «Дух не только зеркало мира творений, но и образ Божества», а как то видится философу Гегелю, «конечный дух сам полагается как момент бога».
Следственно, сознание своим появлением (в нас) обязано [перво]бытию, и, следовательно, тот <духовный> свет, которым оно освещено, есть по сути свет, происходящий от этого [перво]единого. И им освещено как все происходящее в сознании, так и являющееся ему из вне. Такова ведь (скорее всего) <онтологическая> природа души и сознания.
Сознание даёт нам возможность по-разному взаимодействовать с окружающим миром. К примеру можно тренировать свой разум и применять его на практике. Есть две возможности применения сознания (разума), которые пришли мне в голову - быть умным в практическом плане: знать такие вещи как: проводка, оплата счётчиков, укладка кафеля, покупка хороших овощей и фруктов на рынке и т.д. Для этого нужно отбросить все умозрительные теории и постигать жизнь здесь и сейчас, т.е. изучать полезные навыки, применять их и набираться жизненного опыта.
Вторая возможность - быть умным в плане умозрительных рассуждений, что всегда позволяет подумать над чем-то или обсудить что-то (религию, чудеса, метафизику, социальные теории). Для этого можно читать интересные и доступные книги: к примеру синтез философии и художественной литературы.
Сознание — это психологический и философский термин, который обозначает состояние психической жизни организма. Выражается, как правило, в субъективном переживании событий внешнего мира.
Чтобы понять, что такое сознание сначала необходимо понять, как работает мозг.
Принцип работа мозга изучал русский учёный Павлов, да, он не только рефлексы открыл, а так же механизмы торможения и возбуждения.
Так работает подсознание.
Подсознание есть у всех животных которые имеют достаточно развитый мозг.
Что касается сознания, то оно есть только у человека.
Почему?
Давайте разберёмся, что такое сознание и почему оно есть только у человека.
Люди разговаривают друг с другом и самое странное, сами с собой.
Что происходит в момент, когда человек слышит речь другого человека или свой собственный внутренний голос?
Те же самые процессы торможения и возбуждения.
Мы управляем нашим подсознанием, а следом и нашим поведением через речь.
Не будет речи, не будет и сознания, т.е. того механизма через который наш мозг получает дополнительные сигналы торможения или возбуждения.
Речь вызывает в нашем подсознании определённые ассоциации и помогает спрогнозировать будущее, т.е. что произойдёт, если поступить так или иначе, какие будут последствия, оценить эти последствия заранее, а затем действовать, т.е. совершать или не совершать какой-либо поступок.
Некоторые действия у нас отточены и говорят: "я сделал это на подсознании", а некоторые требуют тщательного обдумывания и обсуждения.
Такое возможно только благодаря речи, т.е. такому уровню абстракции, когда действие ещё не совершено, а мы модем представить результат, описать его во всех подробностях и принять решение.
Теперь решайте сами, что такое сознание и есть ли оно у кого-то кроме человека.