Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что зритель может понять из фильма Алексея Германа «Трудно быть Богом»?

Искусство и культураФилософияКино
Даниил Хмелевской
  · 10,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 15 июн 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Всё может понять, всё. И достаточно неизбежно.

Если только зритель не отворачивается, и не смотрит происходящее сквозь искусственно поддерживаемую в голове дымовую завесу, основной подтекст фильма не проникнуть в него просто не может. Слишком уж он физиологичен. Подтекст. Но и фильм тоже.

Представьте себе линию, где Эпохи Возрождения не случилось. Искусства Эпохи Возрождения не случилось. Гуманизма, философии, научного метода, избавления религии от языческой подложки — ничего этого не случилось. На каком-то витке история дала сбой, гегелянский синтез прошел мимо, и всё лучшее, что есть в мире, будут продолжать топить в нужниках от настоящего момента и пока солнышко не погаснет.

Почему это произошло — не важно, концов уже не найти. Историю Арканара легче протянуть параллельно фильмографии самого Германа, нежели реальной истории Средневековья — просто если раньше в фургон "Советское шампанское", к зекам, запихивали одного генерала, то теперь туда уместился весь мир.

А ещё туда уместился человек, который всё понимает, и знает разницу, и ничего сделать не может. Это Дон Румата. Неважно, с какой он планеты, или из какого времени. Важно, что своим чудовищным одиночеством, своим (кажущимся) превосходством и своей беспомощностью он озлоблен до такой степени, что перестаёт быть лучше всех остальных, и оказывается просто сильнее. Он не может исправить мир не потому, что у него где-то есть какая-то директива — он не может потому, что сам уже достаточно облучился, и потерял все свои ориентиры. И товарищи его тоже.

В Арканаре Стругацких всё-таки есть динамика и конфликт. Этот мир движется откуда-то куда-то, он как-то ещё шевелится, и пусть Румата переступил черту, есть ощущение, что у мира всё-таки остаётся надежда. Герман строит другой Арканар: безвыходный. Там не изменится ничего. Не случайно Бурах даже не просит альтернативы: если нас нельзя исцелить, то пусть мы лучше умрём.

И Румата их убивает. И ничего не меняется. Всё продолжается точно так же.

Почему этого нельзя не понять — потому что это всегда близко. В любую эпоху мы живём в подвешенном состоянии, когда внезапно могут придти серые, а затем чёрные, когда всё худшее не найдёт себе достаточного сопротивления, и история может просто закончиться. Это возможно. В двадцатом веке это было, и не один раз. Это есть и сейчас. Зрителю просто предлагается понять это всё из фильма. Если зритель не хочет понимать это всё из фильма, он поймёт это всё где-нибудь в другом месте.

В этом и состоит неизбежность. Именно поэтому Герман снял именно это, и именно так.

Существует много постапокалиптических фильмов. "Трудно быть Богом" — предапокалиптический. Это свидетельство последнего явления человека перед тем, как он окончательно утратит всё человеческое. Оно уйдёт по зимней дороге, между сбитыми кольями и подвешенными собаками, и ничего уже больше не будет.

Ты скажешь, что я глупая, но это невозможно смотреть, это именно самые плохие 3 киночаса в моей жизни. Я после... Читать дальше
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 15 июн 2016  ·
pocketbook
Рискуя наполучать минусов от поклонников творчества Германа, все же скажу честно. Я купил диск, посмотрел весь фильм и ничего не понял. Просто люди на экране делают что-то непонятное. Некоторые мои друзья не смогли и весь фильм высидеть, затосковали. Наверное, мы не доросли еще. Впрочем, один провинциальный кинокритик, написавший заумную рецензию с похвалой картине, в... Читать далее
Хорошая игра, еще нужно говорить, чтобы обязательно до конца досмотрели, иначе ничего не поймут) На самом деле... Читать дальше
Журналист, экономист, переводчик. И всё бестолку.  · 15 июн 2016
Чтобы понять "ТББ" Германа, надо, во-первых, прочитать "ТББ" Стругацких и ещё с десяток хороших рецензий на фильм и интервью его создателей. Надо быть подготовленным. Надо знать, о чём речь, кто все эти люди, что и где происходит. Тогда, не отвлекаясь на то, чтобы продираться сквозь сюжет и кишки на экране, можно понять, что это кино не про выдуманный Арканар, а про... Читать далее
"... можно понять, что это кино не про выдуманный Арканар, а про реальных нас". У реальных вас есть любящая мама... Читать дальше
Тренер по рекреационному плаванию и дыхательной гимнастике в воде, Учитель физики,...  · 15 июн 2016
Как самостоятельное творение, этот фильм может и заслуживает каких-то почестей и внимания людей вообще, но как экранизация, очень мною любимого произведения братьев Стругацких, однозначно нет. Картина передает что угодно, кроме собственно книги. Если есть желание смотреть на мрачные картинки, вяленькие декорации и посредственную игру актеров - пожалуйста, а вообще... Читать далее
Первый
Сижу тут такой. Студент-юрист.  · 15 июн 2016

Будет наверное банальным, но очень хорошим советом прочитать саму книгу в таком случае, там все довольно доступно и понятно. Огромный самостоятельный мир очень интересен читателю, а повествование со стороны землянина, уставшего от этого мира, делает его еще интереснее.

Смотреть этот фильм, не прочитав книгу, - вообще плохая идея. Фильм изобилует этакой мрачной пантомимой. Актеры... Читать дальше