В любом государстве есть власть одного, власть нескольких и власть всех сразу. Так, любую власть делает властью именно народное признание, но правит всегда не весь народ, а его часть, а в этой части всегда кто-то главный. Задача общей власти — это выработка правил, так как если нужно составить правила, которым будут подчиняться все, то обсуждать эти правила надо как бы со всеми. А все текущие вопросы проще прорабатывать специально подготовленным и обученным людям, которые и образуют госаппарат. Вот они и должны если не быть интеллектуальной элитой, то давать этой элите госзадание на проработку насущных вопросов. Например, не дело чиновника — знать технические подробности строительства моста, его дело — получить в итоге построенный мост.
С парламентом сложнее. Если принять, что депутаты — это представители различных групп населения, чьи интересы они и выражают, то требования к особой интеллектуальности не стоит вообще: задача депутата — собирать заявки от избирателей и пытаться встроить их в законотворческий процесс. То есть с развитием интернета эту функцию вполне успешно могут взять на себя информационные системы.
Естественно, реально депутаты играют совсем не ту роль, которая им отведена по сути. В России в период, когда не было выборов одномандатников, голосовали за партии, а не за людей, поэтому говорить о каком-то представительстве сообществ трудно — в госдуму без очереди попадали представители федеральной части партийного списка, а далее — длинная и запутанная очередь. Поэтому вплоть до третьего срока Путина Госдума была проводником роли Правительства. В Англии и Америке голосуют за депутата, но не могут его отозвать, поэтому депутаты становятся лоббистами тех, кто их раскрутил.
В такой ситуации как раз-таки желательно, чтобы избираемые депутаты были как можно более квалифицированными в тех вопросах, которые решает профильный комитет, в котором они работают. Что, в общем-то, и происходит. В той же госдуме есть 4 группы депутатов: прогульщики, кнопкодавы, "гастрольщики" и "юристы" (все названия условны). "Гастрольщики" — те, кто, в основном, работает с избирателями, а "юристы" — те, кто сам участвует в подготовке и обсуждении законопроектов и обладает для этого соответствующей квалификацией.
Поэтому ответ на данный вопрос звучит так: по-хорошему, депутат не обязан быть особо умным, но реальность такова, что пусть лучше депутатами становятся представители интеллектуальной элиты