Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Если автомобиль на автопилоте спровоцирует ДТП, то с кого будут взыскивать ущерб: с водителя или с компании-разработчика ИИ?

Юриспруденция
Ghelow Tham
  · 3,1 K
Первый
Увлекаюсь безопасностью дорожного движения  · 23 июн 2022
Следует взыскивать ущерб:
  1. С автовладельца, если:
а) не найден виновный;
б) к ДТП привели предписания движения ТС в нормальных ситуациях, которые установил автовладелец.
Главное в нормальных ситуациях — это соблюдение ПДД. ПДД позволяют ездить по-разному. Чем быстрее и менее осторожно двигается ТС, тем выше опасность ДТП. Поэтому автовладелец, который решает об участии ТС в дорожном движении, должен предписать, как быстро и как осторожно должно двигаться ТС в нормальных ситуациях в рамках ПДД для автономных ТС, за что он должен нести ответственность.
  1. С производителя системы для беспилотного движения или инфраструктуры, если система не обеспечила гарантированную эффективность.
  2. С автопроизводителя, если:
а) ТС в нормальной ситуации нарушило ПДД для автономных ТС;
б) в опасной ситуации разница между предписанным управлением ТС для выполнения действия, которое должно быть выбрано из определённым образом спланированных действий, и исполненным управлением превысило определённое значение; уровень мощности вычисления или актуализации для выбора действия ниже определённого значения; 
в) ТС не выполнило правило, которое регулирует возобновление выполнения предписаний движения ТС в нормальных ситуациях, которые установил автовладелец, в случае их текущего или грядущего невыполнения;
г) автопроизводитель не обеспечил благоприятные условия работы для систем беспилотного движения.
Необходимость предписания действий в опасных ситуациях законодателем обусловлена тем, что в опасных ситуациях важнейшее — это предотвращение/снижение последствий ДТП.
Непрерывный процесс во время беспилотного движения:
  1. Выявление внешних обстоятельств.
  2. Определение динамических возможностей движения ТС.
  3. Планирование возможных действий.
  4. Выбор одного действия.
  5. Выполнение выбранного действия.
За системы, которые выполняют функцию водителя, кто-то должен нести ответственность. Если бы производитель в любом случае нёс частичную или полную ответственность, то это привело бы к финансовой заинтересованности владельца в ДТП, после которых производителю пришлось бы возмещать ущерб владельцу. Эта заинтересованность побудила бы владельцев к провоцированию ДТП, например, с помощью сговора с участниками дорожного движения, которые совершают ДТП и скрываются с места ДТП; дав команду к движению в сложных дорожных и погодных условиях, чтобы увеличить вероятность ДТП; или ухудшив техническое состояние ТС. Если бы только владелец нёс ответственность, то производитель был бы финансово заинтересован в ДТП, так как он зарабатывал бы на ремонте ТС, который должен был бы оплачивать владелец. Эта заинтересованность побудила бы производителей к экономии на безопасности движения ТС.
Производители являются коммерческими организациями. Задача коммерческих организаций - это извлечение прибыли, а не пожертвование собственных средств на повышение безопасности дорожного движения. Поэтому производители будут стремиться сэкономить на безопасности там, где смогут, и будут вкладывать в безопасность тогда, когда будут исходить из того, что эти вложения окупятся.
Чтобы безопасность движения была высокой, беспилотные ТС должны не только не совершать, но и предотвращать/снижать последствия ДТП. Без предписания конкретных действий в опасных ситуациях производитель мог бы без труда оправдаться за непредотвращение ДТП, так как нельзя точно определить будущее развитие дорожной ситуации.
Илья Аксентьев, юрист AksiLaw  · 14 июл 2022  · aksilaw.ru
1. Автомобиль (на автопилоте) "спровоцирует ДТП"- то есть создаст другому участнику дорожного движения помеху в виде транспортного средства, не позволяющего участнику продолжить движение в заданном направлении по полосе движения.  2. Автомобиль (не на автопилоте) - его водитель, в соответствии с п. 10.1. ПДД РФ обязан вести транспортное средство, учитывая при этом... Читать далее
С уважением, Илья Аксентьев, юрист AksiLawПерейти на aksilaw.ru
автоюрист "Дорогахелп", эксперт сервиса "Штрафы ГИБДД"  · 15 июн 2022
Скорее всего, ущерб будет взыскан с владельца авто. В российских законах пока нет понятия «беспилотный автомобиль», а значит, такие особенности никак не учитываются. Вся ответственность на владельце такой машины.
Сервис "Штрафы ГИБДД" - автоматическая проверка штрафов с фотографиями нарушенийПерейти на shtrafy-gibdd.ru
Судебная практика с 2010 года. Опыт во всех инстанциях, включая Верховный суд РФ и ЕСПЧ...  · 15 июн 2022  · drobotov.net
Транспортное средство в любом случае является источником повышенной опасности, соответственно, компенсацию вреда будут взыскивать с владельца такого транспортного средства. В дальнейшем владелец может предъявлять требования к разработчику ИИ, если проблема в программе. Не совсем ясен вопрос в части водителя: если вы о том, что есть человек за рулём, который доверил... Читать далее
Адвокат со стажем: Консультации | Договоры | Суды | Банкротство | Аутсорсинг |Перейти на drobotov.net