Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли ответ на первый и главный вопрос, поставленный Альбером Камю, «стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой»?

ПсихологияФилософияНаука
Михаил Sh
  · 45,8 K
Первый
д.ф.н., профессор школы философии НИУ ВШЭ  · 3 дек 2015

Альбер Камю взбудоражил интеллектуалов Запада (не только философов!), сказав в «Мифе о Сизифе»: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно… Прежде всего нужно дать ответ». Камю говорит об Абсурде. Но мир ли абсурден? Или человек? Да нет, ни то и ни другое. Мир «сам по себе» – мир природы – прекрасен, гармоничен и самодостаточен; ему неведомы мучения и вопросы. Вспомним Тютчева: «Весна... она о вас не знает,/ О вас, о горе и о зле; / Бессмертьем взор ее сияет,/ И ни морщины на челе. / Своим законам лишь послушна, / В условный час слетает к вам,/ Светла, блаженно-равнодушна, / Как подобает божествам.» Но вот к ней «взывает» человек: «За что мне эти страдания? Почему мир так несовершенен? Почему гибнут невинные?» и т. д. И главное: «Почему я должен умереть?!» Здесь и возникает Абсурд: «мир» / «весна» об этом просто ничего не знают и не могут знать и «молчат» – тем они и прекрасны, «блаженны», а человек продолжает вопрошать и вопрошать. Он может только тосковать о «блаженстве» и красоте природы, чувствуя себя в ней изгнанником, «посторонним» и надеясь уйти «туда» только после смерти – как герой повести «Посторонний» мсье Мерсо накануне казни: «…взирая на это ночное небо, усеянное знаками и звёздами, я в первый раз открыл душу ласковому равнодушию мира. Я постиг, что он подобен мне, братски подобен…» А вот в «социуме», сотворённом человеком, даже искать ничего не стоит и тосковать не о чем (это прекрасно понимает «социопат» и «аутист» Мерсо»). Камю следует за Ф. М. Достоевским. То, что в мире нет смысла, что в нем нет видимых рациональных связей и структур, было, например, центральной темой повести Достоевского “Записки из подполья” (1864). Достоевского нередко называют предтечей экзистенциализма именно потому, что вследствие своего разочарования в рационалистическом гуманизме он показал абсолютную непредсказуемость мира, вследствие которой герои встречаются лицом к лицу со случайностью, гибельной для них. Любая установленная связь между вещами и событиями может разрушиться в любую секунду. Порядок, а тем более гармония — это не более чем обманчивые маски мира, и в особенности мира социального. Таким образом, человек сталкивается с миром без какого-либо рационального образца, посредством которого он мог бы надеяться “приручить” этот мир. Разум приведет человека только к обобщениям, логическим выводам и умозаключениям, которые погубят его, если он в них поверит. В “Записках из подполья” Достоевский показывает тот путь, где выбор, даже абсолютно иррациональный и абсурдный, сохраняет человеческую индивидуальность. О предельно иррациональном выборе рассуждает и герой «Бесов» Кириллов, задумавший (но не успевший осуществить), «философское самоубийство» – без всяких вроде бы на то причин, только чтобы доказать свою абсолютную свободу. «Тем самым стану равен Богу», – говорит Кириллов, в Бога не веруя… Камю отвергает «философское самоубийство» – покончив с собой, ты покоряешься Абсурду. Нужно жить – жить без иллюзий, без надежды, не видя в жизни смысла, но – жить, каждый день вкатывая на гору камень, как Сизиф, и мужественно осознавать, что ты случайно «брошен» в этот мир и та же самая случайность может в любой момент тебя из него вырвать… Но смерть Камю 4 января 1960 г. в автомобильной катастрофе на дороге Санс – Париж возле деревни Вильблёвен оставила множество загадок: вроде бы ехал с друзьями – семьёй Галлимар, за рулём был издатель Мишель Галлимар, вроде бы не самоубийство. Вроде бы Камю ехал к любовнице актрисе Марии Казарес… Но погиб только Камю, причём тело его лежало на заднем сиденье. Возможно, может быть, он своим творчеством «смоделировал» эту «экзистенциальную случайность»?... В деревне Вильбёвен стоит чёрная мраморная стела в память о трагическом событии, к ней идут и идут люди, вопрошая: «Стоит ли жизнь тот, чтобы быть прожитой?» Похоже, сам Камю не знал ответа на этот вопрос. Не знаю его, конечно, и я. Да и возможно ли, а главное – нужно ли давать на него ответ, так сказать «закрывать проблему»?! Мне кажется – НЕТ.

Господи, Камю, оказывается, мой soulmate

И рогатое чувство Бога помыкает тобой, солдат... https://stihi.ru/avtor/zhuzograf  · 7 мая 2016
Жить надо. Абсурд -- это всего лишь один из поворотов бытия. Помимо такой королевской особы как Абсурд есть еще, так сказать, Его Величество Совпадение. Самое интересное, что  в житиях святых обращает на себя внимание очень большое количество невероятных совпадений. Рука Высшего Порядка, скажем так, любит действовать намеками, через череду совпадений. Сама углеводородна... Читать далее
Писатель, художник. Увлекаюсь самопознанием доверяя мудрости Востока. Веду каналы на...  · 19 июн 2021
Непременно стоит! Жизнь это Дар! Где вы видели чтобы животные или растения жаловались на жизнь? Они ею наслаждаются! Человек наделенный разумом глуп как пробка, если не ценит и не благодарит за этот Дар. Жизнь восхитительна во всем своем великолепном разнообразии! Раскройте ей свои объятья и она обнимет вас! Читать далее
Ну, вообще по Камю, объективного смысла жизни (т.е. "предназначения", "цели" и т.п.) у человека нет; когда человек приходит к этому (принятие), он приобретает свободу выбрать, "назначить" самому себе смысл жизни. Поскольку жизнь изначально бессмысленна (абсурдна), то и уход из жизни по своей воле так же является бессмысленным. Таким образом, ни жизнь, ни смерть не имеют... Читать далее

Едва ли Камю апеллировал к таковым "ощущениям": вы из него делаете Анникерида из Кирены :)

Студент юрфака, старательно расширяющий свой кругозор  · 7 мая 2016
Собственно, сам же Камю в "Мифе о Сизифе" и отвечает на этот вопрос. Во-первых, далее он декларирует, что таки каждый в праве решать для себя этот вопрос самостоятельно. Но слишком было бы это бесхребетно, если бы философ оставил всё на саморегуляцию. Смысл Альбер видит в бунте против абсурдности жизни, осознавая и исследуя его. Возможно большое количество времени... Читать далее
Дауншифтер. Только без шифтер  · 25 дек 2016
В дополнение к ответам выше хочу добавить неоднозначный (на мой скромный взгляд) отрывок из "Постороннего" Камю: "А днем меня преследовали мысли о помиловании. Мне думается, что я извлек из них самое лучшее заключение. Я оценивал, насколько убедительно мое ходатайство, делал выводы из своих рассуждений. Я всегда исходил из самого худшего: в помиловании мне... Читать далее
Ну послушайте! Почему бытие , а не ничто? Это вопрос древнегреческой философии!  За пару тысячь лет до Камю и прочих экзистенциональных страдальцев.. Вспомните как жахнул Сократ цикуты во имя идеалов . А потом фигак-Ницше сообщил о смерти бога. Первая мировая  подтвердила своими ужасами эту сентенцию и вуаля Мы имеем поколения которым жить незачем, почемуто совершенно... Читать далее
Странный волшебник  · 4 апр 2017

Все это крайне интересно,но лично я всегда отвечаю для себя на этот вопрос одной старой строчкой из одной малоизвестной песни Цоя,"А смерть,стоит,того чтобы жить"

а любовь стоит того ,чтобы ждать))

Бездельник  · 14 сент 2016
Пустой вопрос. Жизнь бывает разной, и разная жизнь имеет разную стоимость, причем эта стоимость для каждого своя, она субъективна. И каждый сам решает, чего стоит его жизнь. И если человек жив, пусть даже тяжело болен, но борется за жизнь - значит его жизнь для него стоит того, чтобы её проживать. И каждый из нас кто живет в этом мире самим фактом жизни подтверждает... Читать далее
последний джедай  · 13 июл 2016
конечно есть на всё ответ и в том числе на главный и первый вопрос Камю - принять его или нет - проблема именно в этом. Жизнь действительно полна абсурда и боли, но как говорится тяжело в учении.. Такая сложная жизнь ( сложно = с + ложно) есть результат падения, заблуждений, иллюзий, отпадения и человеку нужен этот опыт для того чтобы познать и себя и мир и тщету того... Читать далее