Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли в современном искусстве место классической живописи?

Искусство и культураЖивопись
Лена Аверина
  · 5,0 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 14 мар 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Давайте сразу определимся. Классика — это не всё, что угодно.

Классика — это то, что имеет отношение к периоду классической античности, то есть, грубо говоря, с V по VI век до нашей эры — и мы называем художников этой эпохи классиками только потому, что много веков спустя Цицерон говорил о них, как о людях высокого класса.

Когда античные тексты начали снова распространять полторы тысячи лет спустя — художники итальянского Возрождения снова, по цицеронову примеру, начали называть античных художников классиками. Иными словами, сами художники Возрождения не были классиками — потому что классики к тому моменту давно вымерли — но они ориентировались на классиков, и за это были названы классицистами.

Затем, ещё двести лет спустя, пришли неоклассицисты — которые решили устроить свой собственный классицизм, и начали называть классиками друг друга. Если абсурдность этого шага от кого-нибудь ускользает, то просто представьте себе, что на сходке любителей, допустим, кино о феодальной японии, взрослые, образованные и вроде бы адекватные люди начинают называть друг друга сёгунами и самураями.

Так какая именно живопись является собственно классической? В принципе, никакая. История несовременного западного канона делится на Средневековье, Возрождение, барокко, неоклассицизм и романтиков. Ни одно из этих движений не было классическим, и только два из них заимствовали из классики — в то время как каждый последующий этап находился к прежнему в существенной оппозиции. Барокко отрицало Возрождение, неоклассицизм отрицал барокко, романтики отрицали неоклассицизм.

А современная живопись начинается уже с Мане и импрессионистов, которые отрицали всё вышеперечисленное, и стремились забыть неоклассику как кошмарный сон.

В свете всего вышесказанного — имеет ли вопрос о "месте классики" в современности хоть какой-то смысл?

Искусство никогда никуда не возвращается — оно максимум оглядывается назад. И даже тогда — трудно сказать, что адепты ревизионистских движений не превращаются ещё при жизни в соляной столб. Писать сейчас, как писали даже в XIX веке — так же немыслимо, как для человека античности было бы вернуться в пещеры.

Это не значит, что античные темы не продолжают и не продолжат всплывать — в филадельфийском музее цикл Твомбли "Fifty days at Iliam" занимает отдельный зал, а всего в прошлом году у Джеффа Кунца была выставка гипсовых античных скульптур с ярко-синими хромированными сферами — но это лишь указание на то, что античное и классическое вошло в палитру общих тем и решений, стало не более чем контекстуальной отсылкой, к которой можно обратиться, когда конкретная работа этого требует. Но не более того.

Потому что после того, как история уже закончилась — а история пятого века до нашей эры закончилась двадцать пять веков тому назад — у нас остаётся не больше доступа к этой истории, чем к истории самих себя в пятилетнем возрасте. Это прошло, и мы слишком хорошо всё это знаем, чтобы это зачем-нибудь продолжать.

Так что да, конечно. Классическому искусству всегда есть место. Это место — зал античной скульптуры в постянной музейной коллекции и музейный архив.

Это самое лучшее место, и оно его заслужило.

Разве этого места может быть недостаточно?

вопрос был скорее, как было подмечено в ответе ниже, в востребованности академических художественных знаний в... Читать дальше
Арт-директор  · 14 мар 2017

Если вопрос о востребованности академических художественных знаний и навыков в современном мире (академический рисунок, перспектива, пластическая анатомия и т.п.) – то несомненно. Так, к примеру, люди, рисующие традиционные комиксы – очень крепкие профессионалы именно в "академическом" смысле.

Что Вы понимаете под классической живописью? Классику или классицизм? Классикой априори не может быть современное произведение, потому что оно еще не успело войти в анналы истории. Классика - это что-то, признанное несколькими поколениями. Как и с литературой. Ну а классицизм как направление давно остался в прошлом. Искусство идет вперед, нравится это кому-то или нет)... Читать далее
Добрый день! Безусловно - да! Любое художественное образование - это академический рисунок и живопись. Во все времена, несмотря на постоянную борьбу художников за новое в искусстве, рисунок и живопись оставались теми самыми столпами без знания и свободного владения которыми ты остаешься полумерой... Хотя, конечно же, отучившись на художника можно уйти в современные... Читать далее
Первый
Если вопрос о том - есть ли в современном искусстве место реалистичной живописи - ответ положительный. Часто в разговорной речи под термином "классическое искусство" понимается все искусство до модерна. Разница тут в том, что если вы хотите войти в мир современного искусства с реалистичной живописью, то надо осознавать, что оценивать будут ваше художественное... Читать далее