Эта теория, кажется, была впервые высказана булгаковедом Гаспаровым и даже нашла отражения в десятисерийной экранизации романа (там начальника тайной службы Афрания озвучивает Басилашвили, исполнивший роль Воланда). Эта версия довольно неубедительна, и вот почему.
Глобальные аргументы. Это противоречит самой идеи романа, в котором Булгаков показывает: есть земные спецслужбы (иллюзорно всемогущие), а есть сверхъестественные «ведомства» – вот они-то всемогущие по-настоящему. И эти два множества между собой не пересекаются.
Локальные аргументы. Упомянутая теория говорит, что Воланд в образе Афрания подслушал разговор Пилата с Иешуа. Но в момент этого разговора Афрания как раз-таки там и не было (он явился позднее по специальному вызову). Соответственно, этот аргумент вообще не имеет смысла.
Более того, если внимательно прочитать библейские главы «Мастера и Маргариты», то присутствие Воланда там можно заметить – причем отнюдь не в облике Афрания. Дело в том, что особую силу в романе имеет Луна – именно ее свет иногда приоткрывает героям истинный облик вещей (например, на Патриарших прудах Иванушка в лунном свете на секунду смог увидеть Воланда со шпагой вместо трости, а во время последнего полёта именно Луна сорвала маски со всех демонов). Так вот, когда Пилат остается один в вечерних сумерках, он мельком замечает нечто, насторожившее его:
«Он оглянулся и почему-то вздрогнул, бросив взгляд на пустое кресло, на спинке которого лежал плащ. Приближалась праздничная ночь, вечерние тени играли свою игру, и, вероятно, усталому прокуратору померещилось, что кто-то сидит в пустом кресле».
Так что Афраний тут совсем не при чем.
Вы думаете, в кресле сидел Воланд?