Человек всегда думает, что он знает, что делает, чтобы годы спустя выяснить, что на самом деле не знал, и может быть даже не может. Можно предположить, что существенная часть человеческой рассудительности вообще уходит только на то, чтобы как-то оправдывать для себя требования подсознательного, диктуемые принципиально в один конец — что распространяется в равной степени и на язык, которым человек говорит, и на его быт, и на его решения, и на его творчество.
Границы и разницы возникают в тот момент, когда эти практики пытаются одомашнить — делают какие-то шаги к тому, чтобы говорить максимально своим языком, делать максимально осознанные поступки, агрономить мысленный поток, и — переставать заниматься творчеством и начинать заниматься искусством.
Разницу между последними пунктами можно было бы описать в сугубо институционном ключе: творчество не имеет системы, оно непоследовательно и оно абсолютно демократично, то есть в общем и целом выполняет функцию индивидуальной выхлопной трубы, практически не производящей никаких колебаний в культурном пространстве. Тогда как искусство подчиняется принципам собственного контекста: оно происходит в определённых местах, где определённые люди описывают его определённым набором слов.
Но как вы понимаете, это объяснение слишком рационально, чтобы оправдать в читательском сознании всё, с чем искусство при этом ассоциируется, поэтому скажем проще.
Творчество — это когда оно вращается вокруг вас. Искусство — это когда вы вращаетесь вокруг него.
Может показаться, что искусство за двадцатый век стало проще — оно уже не измеряется по канону, оно населено более чем одной традицией, оно сняло с адепта необходимость в выжимании такого-то количества пота, и через пророков своих огласило миру, что art is subjective — но это всего лишь иллюзия при взгляде со стороны. А по факту, даже в самой всепреемлющей парадигме и с самыми вселюбящими кураторами, вход в искусство чрезвычайно узок. Причина этого в том, что искусство отталкивается от другого искусства чуть ли не больше, чем оно отталкивается от жизни.
И тут самое время поговорить о границе.
Искусство — это как помещение, в котором вот уже несколько тысяч лет идёт беспрерывный диалог — о форме, авторстве, метафоре, естественности, истории, определениях и т.д., и даже на нижнем уровне этого диалога планка уже чрезвычайно завышена, поскольку последние сто лет дали нам довольно много в плане теории. Перед вами стоит довольно непростая задача: вам нужно сходу понять, о чём там идёт речь, и начать вносить туда свою лепту. Если же вы не можете этого сделать, то вам проще будет выйти обратно и смотреть на всё это как-то со стороны.
Так что вот. Граница между творчеством и искусством проходит на пороге этого помещения.
Снаружи всё просто и бессмысленно. Внутри всё сложно, но интересно.
Хорошие новости в данном случае в том, что вы никогда не знаете, откуда возникнет то, что поможет вам найти себе место во всём этом диалоге. Стандартный инструментарий тут состоит в истории искусства, теории, философии, антропологии и т.д., но многие художники оказывались там совершенно другим путём. Кто-то, как Поллок, стремился создавать традиции, а не продолжать их, а кто-то, как Пиросмани, работал без ничего вообще.
Разумеется, чтобы во всё это ввязаться, нужно какое-то внутреннее стремление, природа которого выходит за рамки этого вопроса. Трудно сказать, откуда оно берётся, и стоит ли ему следовать — но есть основания предположить, что всё самое лучшее в этой жизни, не относящееся к отношениям с другими людьми, возникало только благодаря ему.
Где-то по линии этого стремления проходит и ещё одна, внутренняя граница между творчеством и искусством, не особенно определимая, но связанная с оптикой ваших личных масштабов. Это тоже вопрос вращения — меньшего вокруг вас или вас вокруг большего — и вышеописанное институционное вращение является всего лишь следствием этого, настоящего.
Но говорить об этом, к счастью, необязательно. Об этом лучше что-нибудь делать.
Как сложно!!!
Творчество - это процесс создания предметов искусства, а искусство - это результат творческого процесса талантливых людей + вдохновение. Поэтому границы, как таковой нет, это части одного целого явления.
Творческое произведение содержит в себе силу, поднимающую сознание человека над поверхностью бытия, позволяя заглянуть за стены, ограждающие границы сознания. Этим творчество отличается от поделок, как зеркало отражающих лишь уровень ремесленного мастерства.
дефекция тоже имеет цель