Ответ на ваш вопрос зависит от двух дополнительных условий:
1. Вы имеете в виду фармацевта — именно фармацевта, или фармацевтического специалиста вообще?
2. Симптомы — это першение в горле или повышенное артериальное давление?
Оба эти условия очень важны, и сейчас я объясню почему.
Начнём с конца. Если речь идёт о симптомах, которые можно назвать тревожными, аптекарь ничего не может вам посоветовать, кроме как обратиться ко врачу.
Какие симптомы являются тревожными?
1. Температура, повышенная на протяжении более трёх дней, или не сбиваемая обычными антипиретиками (ибупрофеном, парацетамолом, их комбинациями друг с другом и другими действующими веществами, как то Цитрамон, Ибуклин, Пенталгин, Терафлю, Ринза и т.п.). В этом случае в организме происходит что-то, с чем он не справляется, и это требует диагностики врача, но никак не аптекаря;
2. Наоборот, пониженная температура. Например, устойчивая температура 35,5. Организм тоже умоляет вас обратиться ко врачу;
3. Постоянно повышенное артериальное давление, или пульс, или боли в сердце, или чувство сдавления в груди. Только врач сможет подобрать для вас адекватную дозировку сердечно-сосудистого лекарственного препарата в соответствии с диагностическими критериями и противопоказаниями;
4. Постоянно затруднённое дыхание. Причин может быть множество. Именно врач должен установить, какая из них всему виной;
5. Головная боль, которая не снимается обычными средстами (парацетамол, ибупрофен, комбинации);
6. Боль в нижней части живота, особенно сопровождающаяся подъёмом температуры. На всякий случай напомню, что боль в нижней части живота нельзя (!) успокаивать обезболивающими, потому что они погасят сигнал о потенциально смертельном состоянии.
7. Температура с кашлем и насморком, недомоганием всегда (!) требуют контроля врача. Только врач может определить, нужны вам противовирусные или антибиотики, если да, то какие конкретно, и нужны ли вообще.
Есть и другие тревожные симптомы, на которые аптекарь должен обращать внимание и отправлять вас ко врачу. В идеальном мире любая патология требует обращения ко врачу.
Оговорюсь, что в некоторых странах аптекари проходят специальные курсы и получают разрешение на диагностику элементарных заболеваний, выписку и продление рецептов для снижения нагрузки на первичное поликлиническое звено. Но у них другой уровень образования, а у нас другие законы. У нас так нельзя. Dura lex, sed lex.
Теперь поговорим о фармацевтах. Так получилось, что это двоякий, или даже троякий термин:
1. С одной стороны он, по аналогии с сокращением «медицинский работник — медик», означает всех фармацевтических работников;
2. С другой стороны, у нас в стране только специалисты со средним профессиональным образованием (СПО) (выпускники училищ) имеют звание фармацевта, тогда как выпускники медицинских вузов и фармацевтических академий с высшим образованием (ВО) — это провизоры;
3. Наконец, с третьей стороны, за рубежом вообще нет такой чуши, чтобы выпускник училища работал в аптеке за первым столом и консультировал людей по их здоровью и самолечению. Там фармацевт — это специалист с высшим образованием. И всё. Никаких других фармацевтических работников.
В России образовательная традиция сложилась так, что фармацевты СПО изучают фармакологию довольно поверхностно и могут легко перепутать анаприлин и амитриптилин, но хорошо работают с кассой, общаются с клиентами и сносно консультируют по безрецептурным препаратам (а дать им план по впариванию всяких УСТМов — одно удовольствие); тогда как провизоры ВО изучают фармакологию даже дольше, чем выпускники по лечебному делу и педиатрии, изучают они также фармакоэкономику и фармтехнологию. Поэтому одно время при составлении профессиональных стандартов право рецептурного отпуска хотели полностью передать нам, а фармацевтам оставить только безрецептурный отпуск. Но профстандарт провизора уже есть, а профстандарта фармацевта до сих пор нет. Так и работаем.
Это то, что касается уровня доверия к аптекарю в зависимости от написанного на его бейдже звания. Вы ведь и в больницу ко врачу приходите, а не к медсестре. Однако иногда медсестра с 25-летним опытом полезнее желторотого врача, и такой же опытный фармацевт намного лучше молодого провизора. Мы получаем образование непрерывно, и годы опыта ограняют алмазы.
Иногда на бейдже может быть написано «консультант». Это значит, что работать кому-то надо, но некому, поэтому на должность ставят студента или кого похуже (!). По закону он может консультировать по наличию и даже применению товаров аптечного ассортимента, в том числе лекарств, но не отпускать их за первым столом. Однако фактически именно последнее их и назначают делать. Иногда в качестве консультанта могут нанять и врача — казалось бы, что может быть лучше? Однако они, например, зачастую не понимают разницы между ушными и глазными каплями, и почему-то думают, что если капли стерильные, то ими и инъекции можно заменить, забывая про пирогенность. У нас просто разное образование.
К кому бы вы ни попали, вас должны по-разному проконсультировать по одному из двух сценариев:
1. Вы пришли с рецептом от врача. Это даёт право аптекарю отпустить вам рецептурный прерарат, но одновременно ограничивает его в выборе: отпускать можно только то, что выписал врач. А если этого нет? Можно взять рецепт на отсроченное обслуживание и позвонить вам, когда препарат поступит. А если этого нет и не ожидается, а дело срочное? Можно связаться с вашим врачом (поэтому, пожалуйста (!), просите у них контактный телефон для экстренной связи) и спросить, на что заменить препарат из того, что есть в наличии. Это законно. При этом аптекарь обязан уточнить у вас наличие хронических заболеваний (сердце, лёгкие, почки, ЖКТ) и специфических состояний (беременность, диабет) и проверить, соответствует ли выписанное лекарство вашим противопоказаниям — если нет, аптекарь предупредит вас об этом. Если для вас это создаст сомнения относительно решения врача, лучше тоже позвонить ему. Кроме того, аптекарь может дополнить назначение врача: курс пробиотика после антибиотиков, физраствор и лидокаин к инъекционным антибиотикам, эзомепразол (вместо устаревшего онкогенного омепразола) к НПВС и так далее. Аптекарь может порекомендовать и симптоматическое лечение дополнительно к основному. И, конечно, именно аптекарь вместе с вами решает, какого бренда то или иное лекарство выбрать, потоиу что врач имеет право выписать только международное непатентованное наименование, на которое может приходиться несколько фирменных. Например, что лучше: Омез, Омепразол-Акрихин или Омепразол-Тева? Лучше Омез. И так далее.
2. Вы пришли без рецепта. У вас болит голова. Или у вас понос без повышения температуры. Или у ребёнка температура. Першит в горле. Насморк. Запор. Нужны витамины „для профилактики“. На все эти жалобы есть безрецептурные препараты, отпуск которых не требует выписки врача. Аптекарь должен опросить вас: кому берёте препарат? (взрослому или ребёнку, беременной женщине, диабетику, гипертонику), давно ли сохраняются эти симптомы? (любой симптом более трёх дней подряд — повод развернуть клиента пойти ко врачу), какие ещё препараты вы сейчас принимаете? (в инструкции к любому лекарству всегда указываются другие лекарства, совместное применение которых нежелательно или возможно только под надзором врача). Если ничто не мешает отпустить препарат, аптекарь его отпустит и объяснит, как принимать, как хранить и что делать, если что-то пойдёт не так.
Так вот если аптекарь, кем бы он ни был по званию, всё делает по вышеописанным стандартам, вы можете ему доверять и смело консультироваться по вопросам выбора безрецептурных препаратов. А если нет, лучше вообще смените аптеку: рыба гниёт с головы.
Вообще они не "созданы" для консультаций по состоянию здоровья - для этого есть врачи. Провизор же может только рассказать о лекарстве, способах и кратности приема, условиях хранения и т.п.