Этот монолог — о внутренних терзаниях героя в момент принятия серьёзного решения. Как философ и умный человек, он думает о последствиях, а они непредсказуемы и потому страшат.
Как благородный рыцарь, Гамлет желает восстать против зла, коварного, развратного и деспотичного двора («Быть»). Но как победить его? Тем же злом? Это противоречит высоким целям героя. А если он не одолеет их? А если смерть?
Герой много размышляет и о смерти. Она была бы избавлением от грязи Датского королевства и терзаний на тему борьбы с этой грязью («Не быть»). Но он снова сомневается: а что ждёт его после смерти, в той «стране, откуда ни один не возвращался»? И не будет ли это трусостью: сбежать в «незнакомое», оставив процветать безнаказанным «знакомое зло»?
В дальнейших событиях трагедии мы видим разрешение внутреннего конфликта Гамлета.
Перед Гамлетом постоянно встает вопрос «быть или не быть?». Он склоняется от одного своего решения к другому. Он думает о том, что произойдёт после любого его решения. Его терзают множество мыслей и сомнений. Он размышляет о смерти и о мщении. С одной стороны, Гамлет не хочет убивать дядю, а с другой он просто должен это с делать – отомстить за родного отца.