Я как- то уже отвечала на подобный вопрос, но думаю будет не грех, если повторюсь :
Тут для простоты понимания по человеческому разумению нужно знать традиции похорон во времена Иисуса.
Во-первых, не написано что отец ученика к тому моменту уже умер.
А раз не умер ещё , то возможно, выражение "..прежде похоронить отца…" означало :
у меня ещё есть обязательства перед родными (возможно, отец был стар и тяжело болен), но вот когда я их исполню, чтобы все родственники видели, что я хороший сын, то приду к Учителю.
Но это ещё не все традиции!
Дело в том, что по религиозным традициям , которые сохранились до наших дней (и в исламской, и в православной, и др. религиях) после смерти ещё год нужно оплакивать и отмечать дни поминания об усопшем . А через год у Иудеев тело, которое находилось во гробе (пещере), нужно было перезахоронить, освободив место для следующего.
Вспомним когда умер Иисус:
Ин 19:40-41: "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб НОВЫЙ, В КОТОРОМ ЕЩЕ НИКТО НЕ БЫЛ ПОЛОЖЕН."
Поэтому уйти ученику значило потерять ученичество и отказаться от служения Богу.
Конечно же, Иисус знал все эти традиции, которые ничего не дают для человеческого спасения.
И Он так же знал, что Ему недолго быть на земле.
Поэтому помимо этого ученика здесь рассматривается еще 2 примера , на которых Иисус показывает, что если человек думает о земных вещах, то он не годится для служения Богу, когда нужно решать сразу: последовать за Ним здесь и сейчас ,или остаться с семьёй. О том, что любовь к Господу стоит выше любви между родителями и детьми, Христос предупреждал и в других местах (например Мат 10:37-39): "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее."
Но дело даже не только в этом. Насколько вообще буквально следует понимать эти слова Христа? Очевидно, что мертвецы сами друг друга хоронить не могут, так что это уже заставляет нас задуматься о переносном значении этого оборота речи. И ещё 2 примера подтверждают, что Иисус использует идиоматические выражения для объяснения:
«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).
Из Библии мы знаем, что Иисуса принимали и богатые люди, а "негде преклонить главу" – преувеличение, образный оборот речи. Книжники были уважаемыми людьми со стабильным доходом и положением в обществе, и в сравнении с этим жизнь бродячего проповедника, конечно же, была полна опасностей и лишений – Христос об этом и предупреждает книжника.
"Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (9:61-62). Итак, перед нами не история какого-то одного ученика и его семьи, а скорее три примера, три призвания – и три препятствия, по одному для каждого из них.
1-Книжнику негде будет преклонить главу,
2- ученику не удастся похоронить отца,
3-– даже некогда будет проститься с семьёй.
Окончание фразы ,которую Иисус говорит ученику объясняет, что является первостепенным для человека, избравшего служение Богу:
"…предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, БЛАГОВЕСТВУЙ ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ". Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца (неважно, назначены ли эти похороны на завтра или ему ещё предстоит дожить остаток жизни). Единственное, что следует делать – ВОЗВЕЩАТЬ ЦАРСТВИЕ здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни.
часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!
Из историй с Лазарем, которого Иисус воскресил ( хотя Его об этом и не просили), так же матерью и братьями ( когда Он сказал, что истинные братья и матерь те, кто рядом и исполняют волю Отца Его Небесного, но потом все же вышел к родственникам) , еще, когда
с Креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна , и др. историй, мы можем сделать вывод, что Христос, не относился с пренебрежением к умершим и родным.
Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, то Он не взошел бы на Крест…
а ,как эти 3 ученика сказал бы Отцу:" знаешь, я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось…"
Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо.
Этому Он учил Своих учеников, демонстрируя пример послушания воли Отца!
Об этом Он и сказал ученику, который ,несомненно ,Его понял.
Благословений всем!
(Использованы фрагменты из:
"Трудные места Евангелия": «Мертвые погребают мертвецов»
АНДРЕЙ ДЕСНИЦКИЙ.)