Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Является ли хип-хоп (возможно только из-за одного сэмплирования) постмодернистским искусством?

ОбразованиеИскусство и культура+3
Максим Доманов
  · 3,9 K
Музыкальный критик  · 1 июн 2016

Сэмплирование само по себе не делает никакую форму искусства постмодернистской по той причине, что сущностно ничем не отличается от такого почтенного приема создания художественного объекта, как пародия в исконном музыкальном значении этого понятия, – то есть, как использование в произведении уже готового, чужого материала в новом (а то и не очень новом) контексте: существует даже такая ренессансная форма музыкального опуса, как «пародийная месса», то есть, месса, состоящая из заимствований чужих структурных элементов. В музыке, где вопрос авторства и уникального высказывания не ставился очень долго (а даже и когда бы поставлен, долгое время интерпретировался не так, как мы привыкли), использование чужого материала практика вообще обычная и просуществовавшая очень долго – этим, например, славился Гендель, хотя в его время это уже было дело отчасти предосудительное.

Ели же смотреть на проблему шире, то хип-хоп, конечно, вещь очень разная, но в доминирующем своем виде – крайне патетическая и аффектированная: а это две вещи, прямо противные тем целям, которые ставит перед собой искусство условно постмодернистское. Хип-хоп в мэйнстримном своем виде всегда делает какие-то позитивные высказывания, ссылающиеся на традиционные ценностные иерархии (как и всякая субкультура с отчетливо криминальным генезисом), он всегда утверждает наличие неких претендующих на объективность существования категорий, нормативно регулирующих отношения между социальными группами и их членами, - то есть, наличие «братства», «дружбы», «своих», «чужих» и так далее, – что делает его искусством идеологически противоположным искусству постмодерна, с которым в этом смысле может посоперничать только металл.

Тем не менее, поскольку ситуация постмодерна обязана включать в себя свое отрицание, иначе она перестанет ею быть и превратится в еще один метанарратив, - то хип-хоп, с его преувеличенной чувственностью, аффектированностью, театрализованным трагизмом и агрессивной сентиментальностью вполне подошел бы на роль такого отрицания; тогда его можно было бы назвать постмодернистской формой искусства – но только в том смысле, что он в своих приемах и в своем контексте детерминирован ситуацией постмодерна и более ни в какую эпоху появиться бы не мог.