Ребёнок: «Эту ёлочку надо
раскрасить не так, и стоять
она будет не здесь!».
Материализм и Идеализм, отнюдь, не крайности, а отражение конструктивного устройства окружающего мира. Его две составляющие. Но об этом позже.
В начале обсудим ответы, отсылающие к Метафизике.
Метафизика является прямым и однозначным, можно сказать – фундаментальным выводом о существовании и первичности объектной структуры окружающего мира – т.е. прямое утверждение материалистического, объектного философского концепта, как базиса всего сущего. Безусловно, в этот концепт что только не пытались подсунуть из «нематериального» мира. И, вот мы в некоторых ответах наблюдаем ещё одну попытку вброса, теперь уже сверхчувственного. Хотя до сих пор всякий раз материалистический мир через практический опыт указывал на неадекватность таких построений.
Метафизика попала в современную философию оттолкнувшись от пяти исходных элементов - атомов, предложенных Греческой философией, далее совершила переход к таблице Менделеева, и далее – к атомным и субатомным объектам. Безусловно, это слишком краткое описание пути Метафизики, с весьма «спрямлённой» траекторией.
Но Метафизика – это не только рассуждения о первичных элементах. В общем когнитивном подходе в Метафизике производится привязка любых свойств не к пустому месту, а исключительно, и только к объектам, пусть имеющим произвольную природу и конфигурацию. Обратный же порядок стыковки понятий в Метафизике, т.е. когда к свойству «прикручивается» некий объект, представляется возможным лишь в религиозных догмах и в теориях порождения Вселенной. Таким образом устанавливается Метафизическая парадигма, основывающаяся на догмате объектности.
Однако, именно Диалектика, опять же, с времён Греческих философов, стала альтернативой для Метафизики. Не имея видимых материальных носителей, весь этот продолжительный период времени Диалектика представляла собой попытку обобщения и объяснения очевидной неполноты картины мира в атомарных проявлениях а, также, в нелинейной динамике окружающего мира, не находящей объяснений в Метафизике. Но необходимо подчеркнуть установленную всеобщность и целостность законов Диалектики. При этом философы, исповедующие Диалектику, очевидным образом пытались привлечь внимание именно к устойчивости и состоятельности её законов. Теологические конструктивы предлагались по необходимости, для легализации Диалектики и спасения имеющейся картины мира. Думается, законы Диалектики приводить здесь нет смысла.
Так и стояли веками Диалектика и Метафизика укором и вызовом друг другу, с периодически выхватываемыми утверждениями из обеих доктрин для укрепления философских построений, то философами - материалистами, то философами - идеалистами.
Нужно сказать, что вся современная наука и философия, при всей развитости и уверенности в новых достижениях, до сих пор находятся в неосознаваемом большинством учёных смятении и спорах, ведущихся относительно Идеализма и Материализма, Диалектики и Метафизики.
Риторический вопрос: какие пространства хотела бы открыть, и эффективно использовать современная наука, если на сегодня совсем нет понимания механизмов, как для противоречий, так и для согласованности явлений в окружающем мире?
На этом можно было бы поставить точку, полностью опротестовав весь вопрос и большинство ответов к нему.
Но рискну в очередной раз обозначить свои личные воззрения:
Я предлагаю считать популяции объектов, выделяемых по единству атрибутов, ещё одной субстанциональной составляющей в Метафизическом базисе окружающего мира. Конечно, объекты и популяции - это проявление материализма. Но свойства, имеющиеся у объектов, т.е. их атрибуты, это потенциальные возможности, которые можно считать «идеями будущих взаимодействий». Этот подход предлагается для легализации идеализма из материалистических субстанций. То есть: материя это есть объекты, атрибуты объектов это есть идеи.
Приложив к объектам и их атрибутам немного алгебры атрибутивных взаимодействий, объединив объекты в популяции, можно построить новую теорию, которую я в 2014 г. назвал Теорией Амбивалентной Генерализации. В этой теории без проблем уживаются все обсуждаемые выше понятия, и не только это.