Все переменится. Но не сразу после 2020 года, когда грузовик пойдет в массовое производство. Потом настанет очень длинный период, когда водитель будет больше контролировать перевозки, нежели чем непосредственно управлять автомобилем. Дальнобойщики станут водителями-экспедиторами. Радикальные изменения придут во все индустрии, связанных со всеми грузоперевозками. Как сегодня говорили наши эксперты, которые были на презентации Tesla, это можно сравнить с изобретением морского контейнера, который изменил мир логистики. Грузовые перевозки станут настолько автоматизированными, что это изменит жизнь на «до» и «после» Tesla Semi.
Какая это будет работать? Все машины Tesla — это сильно интегрированные с интернетом автомобили. Вы покупаете грузовик Tesla Semi и получаете все диспетчерское программное обеспечение. Вы видите, где они, чем занимаются, сколько едет, какой у них пробег, какой износ. Это фантастические возможности. И это все включено, вы сразу получаете их на бортовом компьютере Tesla.
Практически каждый пункт в грузовике удивительный. Необычно, что они презентацию начали с разгона — до 100 км/ч за пять секунд, с максимальной загрузкой — 20 секунд. Удивительная аэродинамика, как у спортивного автомобиля. Система безопасности – грузовик Tesla Semi борется с опрокидыванием за счет того, что моторы независимо контролируют усилия на колесах. Центральная посадка водителя. У меня всегда был вопрос: почему водитель, который ведет машину, сидит сбоку, если он большую часть времени, может сидеть по центру и комфортно, равномерно, со всех сторон обозревать дорогу? Интересны именно эти маленькие акценты.
И Tesla Semi будет дорогим, но коммерчески выгодным грузовиком. Потому что в логистике ключевыми являются именно эксплуатационные расходы, так как транспортные компании играют на длинном плече. Главный вопрос – сколько мы тратим на милю. Tesla Semi на 20% выгоднее на милю. Почему я так много говорил про автопилот? Потому что автопилот исключает человеческий фактор. Для логистических компаний это мечта. За это будут готовы покупать автомобиль, потому что безопасность на дороге, безопасность груза, стоимость страховки груза, и еще очень много связанных вещей.
Я думаю, что России нужно будет еще 3-4 года, чтобы инвесторы посмотрели на то, как это работает в США, и убедились, что все здорово ездит. Второй фактор: нужна разработка инфраструктуры. Если Tesla заранее с захлестом будет строить ее перед выходом в производство, и будут уже эти superchargers, который заряжают грузовик за 15 минут, то нам потребуется еще около полугода. Но с другой стороны, весь вопрос только в выделении мощности. Tesla умеет ставить станции зарядки очень быстро. Это упакованный продукт, и если есть заказчик, который готов вкладывать деньги, то пожалуйста.
Главный вопрос, сколько мы тратим на милю в совокупности, а с учётом дорогого аккумулятора экономическая выгода не очевидна
В США огромный дефицит водителей-дальнобойщиков, поэтому после коммерческого запуска Tesla Semi и прочих беспилотных проектов сначала будет закрываться дефицит и только за этим последует вытеснение рабочих мест.
А туда ДАЛЬНОБОЙЩИЦЫ не требуются? 🌚
у кого-то проблемы с мелкой моторикой
Беспилотные автомобили несомненно существенно изменят рынок труда, вытесняя, где возможно, водителей. Роль Илона Маска в этом процессе вряд ли будет существенной и уж точно не решающей.