Конечно, география и хронология вымышленного мира требуют довольно тщательного присмотра. Нужно, чтобы реки текли в правильном направлении, погодные явления не были насилием над природой, а герои, двигаясь не восток, не оказывались на западе… Иногда для этого хватает «карты в голове», иногда же ее требуется зарисовать, чтобы в разных книгах цикла объекты вроде гор и заливов оставались на месте и не меняли названий. Когда действие задерживается в некотором городе, неизбежно возникают названия улиц, площадей, речушек, мостов — и тут тоже хочется избежать разночтений. Снова рисуешь план, составляешь список для памяти.
Особым пунктом приходится учитывать архаичность средств связи. Авторам, живущим в эпоху смартфонов, трудно порой устоять перед искушением наделить своих персонажей какими-нибудь магическими кристаллами для мгновенного общения. Это их право, но мне, наоборот, интересней показывать, как медленно, зачастую со скоростью купеческого обоза, расползаются вести, как они по дороге обрастают слухами и домыслами, порой напрямую перевираются. А ведь люди из полученных сведений делают выводы, и не только словесные!
География во многом определяет хронологию повествования — постоянно учитываешь скорости того самого обоза, собачьей упряжки, бегуна-лыжника. Но не только. В «Братьях» я описываю страну с обширной и богатой историей; на сюжет активно влияют события прошлого, причем понимаемые разными сторонами очень по-разному. Вдобавок основное действие приходится на годы взросления персонажей. Постоянно учитываешь, кому сколько лет, а главное, как в «ту» эпоху осмысляли данный возраст, чего ждали от человека. Держишь в уме, например, такой факт: нашими археологами найдено погребение воительницы, павшей в бою, в конной атаке. Было этой «амазонке», на секундочку, не больше двенадцати лет... В уральской сказке Бажова старый бобыль берет к себе жить сиротку «по шестому годочку» — вести дом. И крохотная девочка топит печь, убирает, готовит, штопает, шьет, зачастую оставаясь на несколько суток в лесной избушке одна. Поэтому, когда в «Братьях» парнишка в одиннадцать лет становится кормильцем семьи, в пятнадцать — мастером-ремесленником и строго учит пятилетнего братишку плести лапти — это никоим образом не натяжка.
А вообще, чтобы должным образом «синхронизировать» действия персонажей, порой делаешь еще и временнОй чертеж, отражающий основные «линии судеб». Иначе, глядишь, окажется, что какая-нибудь судьбоносная встреча, запланированная по сюжету, просто не могла состояться, а путешественник вернётся из дальнего странствия подозрительно рано.
Что-то Семенова разошлась. Оптом брала?
Мне всегда казалось что мир Ведьмака напоминает отзеркаленное побережье Китая)
нет, вторая карта некрасива