Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как часто религиозная пропаганда о попадании грешников в адские муки приводит к психологическим травмам?

ПсихологияОбщество+4
Никто Никтович
  · 17,3 K
Первый

Травма - это когда в жизни что-то сломалось и работает не так, как предполагалось изначально. В этом смысле страх перед адскими муками для православных является нормой, а не травмой. Правда, обычно говорят о "страхе Божьем", и Святые Отцы полагают его добродетелью. Подобный страх глубоко вписан в тело верующего и нормализует его жизненные процессы в соответствии с каноном: человек хочет утаить грех на исповеди, но вспоминает, что потом расплатится за все сполна и решает расплатиться сейчас. Все в порядке. И, разумеется, это ни в коей мере не пропаганда, а важнейшая часть религии - недаром учения о временности адских мук осуждались как ереси еще начиная с эпохи Вселенских Соборов. Сегодня многие православные не верят в их вечность, но это не вполне ортодоксально. В католической церкви с 11 века существует учение о Чистилище, которое несколько смягчает суровость происходящего и позволяет более тонко регулировать экономику наказания. 

Другое дело, что нерелигиозные или религиозные в прошлом люди могут считать это "травмой". Для тех, кто воспитывался в христианской семье, но позже отошел от религии и воспринял другие ценности, такой страх не будет работать как следовало бы, поскольку не будет соответствовать новым установкам человека. И, да - такое происходит довольно часто. Чем быстрее человек утратил идентификацию с религией на уровне убеждений, практик и окружения, тем легче от этого страха избавиться. Самый быстрый вариант - конверсия, скажем, в светский гуманизм. Если уход происходит медленно и человеку до сих пор капает на мозги верующая бабушка - тогда все затягивается лет до 10 и дольше.

В этом смысле страх перед адскими муками для православных является нормой, а не травмой - ну это какая-то патологич... Читать дальше
Травма, и серьёзная. Три года в монастыре и десять лет воцерковлённости сделали меня законченным неврастеником. Я следила за каждой мыслью, за каждым желанием. Укорять и осуждать себя можно было непрестанно. А какой это ужас -- рассказывать на исповеди о вещах связанных с сексом.. Наберите в Гугле "полный список грехов" и впечатлитесь; адские муки Вам гарантированы... Читать далее
Практикующий психолог-консультант  · 23 мар 2016
Если говорить о конкретной практике, то мне такие люди не попадались ещё ни разу. А вот когда пришлось повертеться в церковных кругах, там я встретил несколько глубоко травмированных людей, но, опять же, это было связано со спецификой семинарской или монастырской жизни, чем с какой-то там пропагандой, тем более попадания в ад. Я думаю что сейчас не XIX век, чтобы людей... Читать далее
Хоть что-то знаю.  · 29 апр 2016
Если судить по мне, то в детстве я сделала петлю (папа имел яхту и дома было много книг с морскими узлами), закрепила её на шведской стенке и хотела повесится. Причин было две и обе религиозные: 1. Пока я маленькая и не успела сильно нагрешить, попаду в рай; 2. Было интересно, есть ли жизнь после смерти. Благо, мама рано пришла с работы и я успела вытащить голову из... Читать далее

Читал как-то про аналогичный случай http://www.a-theism.com/2013/11/12_15.html