Таким главным отличием было доверие между народами. Отсутствие этого доверия в современной РФ и вызывает объективную ностальгию у развитых и воспитанных людей.
Будет правдой сказать, что с чисто юридической стороны межнациональное доверие обеспечивалось и формулой о "дружбе народов" в советской конституции, и однопартийной системой как социальным институтом. Это было особенностью советского общества. Однако стоит заметить, что пропаганда межнационального доверия толковала выражения марксизма о пролетарской солидарности фактически в контексте русской общественной традиции XIX века. Имена классиков марксизма были, - по крайней мере в 1960-1970-е годы - скорее декором, за которым скрывались Пушкин, Белинский, Герцен, Лев Толстой и Достоевский. Цитата из Достоевского о "всемирной отзывчивости" русской культуры была, кстати, достаточно популярной, и русская классика общественной мысли становилась как бы общим достоянием народов огромной - читающей! - страны. Одна впечатляющая цифра: в Советском Союзе было 70 млн людей, рожденных в межнациональных браках.
Светская стилистика в общественной атмосфере 1960-х - 1970-х годов создавалась, таким образом, и местом пропаганды русской классики XIX века. Оговорюсь, что имею здесь в виду ситуацию в школе и вузе, - в армии все это воспитывалось с несколько другой аргументацией.
К тому же нужно помнить, Советский Союз был государством с огромными мусульманскими территориями. В истории же любого мусульманского общества, грубо говоря, с начала XX века прогрессивную роль играют общественные силы и партии, интерпретирующие исламскую этику в светском духе.
Такие партии существовали в Египте, Иране, Сирии и Ливане. Такая же ситуация была и в Индии с партией Индийский национальный конгресс, которая не зависела от религиозных влияний. Так вот, в конкретных условиях СССР коммунистические партии соответствующих союзных республик были единственным светским регулятором общественной жизни, предотвращающим эксцессы клерикализма. Развитие этих эксцессов в той же степени распространяется на территории современной Российской Федерации, что и на других мусульманских территориях, ранее входивших в СССР.
КПСС в Советском Союзе являлась куда более схожей по социальным функциям с Индийским национальным конгрессом, например, чем с обычной левой партией общеевропейского, особенно скандинавского или немецкого, типа. Поэтому уход СССР с политической сцены в исламских регионах воспринимается в целом более драматично - или, по меньшей мере, более досадно. Эту особенность роли советского общества на Востоке (включая сюда и Кавказ!), кстати говоря, очень хорошо понял и принял первый премьер независимой Индии Джавахарлал Неру. Его "Автобиографию" в русском переводе в этом ракурсе я советовал хотя бы пролистать тем, кто интересуется вопросом. Лингвистический принцип границ между штатами Индии (в каждом штате проживает одна нация) был применением к индийским условиям советских административных реальностей.
Спустя 30 лет после развала СССР можно видеть то, что у государственной власти, управляющей многонациональной Российской Федерацией, моделью Советского Союза в натуральную величину, до сих пор нет выработанной светской философской идеи, консолидирующей общество в единое целое. Не существует в настоящий момент и концепции истории русской литературы.
Церковь, богословие и армия не могут единолично отвечать за воспитание патриотизма. Проект Солженицына по обустройству новой, национально-славянской, России после украинских событий 2014 года выявил свою полную фантастичность, а внимание сверху к фигуре Ивана Ильина, в одной из статей 30-х годов поддержавшего Гитлера (!), кажется странным.
В современном российском обществе не существует общепризнанной концепции истории СССР как эпохи и комплекса ценностей, и поэтому граждане Российской Федерации осознают это как потерю, важную для культурной самоидентификации.
Если одно отличие ,тогда я бы сказал ,при СССР не было такой большой разницы в зарплатах.
тогда народ особо не волновался,знал что государство его не бросит,сейчас не так
Таким главным отличием было доверие между народами.
Мне интересно в каком Советском Союзе вы жили и что вам ребенку запрещала Советская власть?)) Кушать конфеты?))
Отличный ответ, спасибо. Мне кажется, очень точно описали главные различия.
Главное различие: Россия демонстрирует амбиции абсолютно не соответствующие ее достижениям, мощи и влиянию на мировую политику. Она не создала привлекательное для других стран общественное устройство и не имеет союзников
Это да. Это было.
Распределение результатов труда - самое главное отличие Сегодня от Тогда. Тогда главным получателем был народ и получал в виде бесплатной медицины, образования , ЖКХ и т.д. и т.п. а сейчас большую часть получают аллигаторы и складируют в оффшорах.