Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как должны выглядеть современные учебники в российских школах?

ОбществоОбразование+3
Денис Вагнер-Кузнецов
  · 4,1 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 10 авг 2017  · academia.fzrw.info

В своем ответе ограничусь только учебниками истории и обществознания.

  1. Хороший школьный учебник - иллюстрированный учебник. Учебники, особенно учебники по истории, должны содержать карты, изображения основных памятников архитектуры, исторических лиц и т.д. Однако таких иллюстраций в учебниках быть не должно.

Школьный учебник не должен быть "полотном" текста, иначе он будет усыплять. Текст должен разбавляться не только иллюстрациями, но и выносками с интересными фактами, цитатами из документов и т.д.

  1. Кстати, о цитатах. В учебнике, что по истории, что по обществознанию, имеет смысл помещать достаточно активно, скорее всего в форме выносок, фрагменты из первоисточников для иллюстрации идей, изложенных в параграфе, и обсуждения на уроках.

  2. Очень важный пункт. История России обязательно должна быть вписана в контекст общемировой истории. Серьезно, многие выпускники не знают о том, что Вторая мировая война началась в 1939 году, а закончилась не 9 мая. Я уже не говорю про то, что в головах вообще нет системы соответствий по принципу: "время правления Ивана Грозного соответствует периоду Возрождения в Италии" или "время правления Александра II и отмена крепостного права соответствует периоду Гражданской войны в США и отмене рабства". Как будто это происходило не в разных странах, а в разных вселенных. Сюда же можно добавить и такие темы как отношения Новгорода и Ганзы и т.д., которым уделяется неоправданно мало внимания.

  3. Учебники должны стараться показывать материал критически и объективно. Недопустимо превращать уроки истории в "патриотическое воспитание", "взращивание духовности" и проч. Недопустимо "отбеливание" истории по принципу "настоящие патриоты во всем видят что-то хорошее". Такие феномены как сталинские репрессии должны рассматриваться и обсуждаться в старших классах подробно, с опорой на документы. Советско-финская война, советская оккупация Польши - все эти темы тоже часть нашей истории, которые нужно изучать.

  4. История должна быть не только историей правителей и военных походов, но и историей людей в целом. Сейчас наш курс истории строится, в основном, по принципу: "Сначала был Николай I, потом был Александр II, потом был Александр III и т.д. и т.п." Если мы хотим научить школьников запоминать имена и цифры - это отличный план. Если мы хотим сформировать общее понимание истории, то историю нужно рассказывать не с перспективы отдельных правителей и институций, их решений и т.д., а с точки зрения более широких социальных процессов. Жизнь простых людей в различные эпохи, личные документы - всё это необходимая часть нормально учебника истории.

  5. История России не началась с крещения Руси. Странный идеологический конструкт "Россия началась с принятия христианства" совершенно неуместен в современном учебнике.

  6. Атласы и, возможно, контурные карты необходимы на уроках истории.

  7. Обществознание просто не должно существовать. Обществознание - это мутант, порождённый абсолютнейшим перекосом в нашей школьной системе в сторону естественных наук и математики. Преподавать в 10-11 классе "обществознание" - это всё равно что в старшей школе преподавать "природоведение". Необходимы отдельные предметы: "Политика и право", "Экономика", "Философия" и учебники по ним. В конечном счете, для гражданина важнее знать, как работает государство и функционирует экономика, чем как решать кубическое уравнение. Решать кубические уравнения можно научиться в ВУЗе или ССУЗе.

  8. Учебники по дисциплинам, входящим в состав "обществознания", должны быть практически ориентированы. Нужно разбирать те аспекты экономики и политики, которые имеют непосредственное приложение в повседневной жизни, и показывать эти приложения. На занятиях по экономике нужно разобраться, как работает банковская система, что такое налоги, как формируется государственный бюджет, как связаны инфляция и безработица, как формируется рыночная стоимость, что такое свободный рынок и почему он важен и т.д. На занятиях по праву нужно объяснять, что такое право, как выстроена правовая система в России, как функционируют суды, адвокаты и т.д. На занятиях по философии - знакомить с логикой, теорией аргументации, развивать навыки самостоятельного критического мышления.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
По поводу 5 пункта. Банально не хватает школьных часов на историю. Обучать в таком формате удобнее, так как... Читать дальше
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 9 авг 2017  · a-l-e-j-o.livejournal.com
IMHO, они вообще никак не должны выглядеть. Ну то есть их физически быть не должно! Оффтоп: только тот, кто был классным руководителем, знает, какой это адский ад - когда чайлды сдают и получают новые учебники! Пора наладить массовый выпуск (на государственном уровне) читалок aka букридеров. И туда закачивать всю необходимую информацию. Ничего сложного в этой технике... Читать далее
На самом деле, крутая идея. Но знаете, учусь в  школе с IT направлением. Два года назад обещали электронные... Читать дальше
Студентка, донор крови и позитивных эмоций  · 10 авг 2017
Замечательный вопрос! Учебники, в первую очередь, должны быть едины. Если геометрия Атанасяна и физика Перышкина знакомы почти каждому, то единого учебника, например, по истории, до сих пор нет. Сказывается то, что мы недалеко отошли от того, что история России именовалась историей СССР. Но это же затрудняет подготовку к тем самым ЕГЭ. В одном учебнике написано то, что... Читать далее

Я придерживаюсь того мнения, что почти все современные учебники должны выпускаться ТОЛЬКО в электронном формате. Но мое мнение и мнение таких же как я волновать никого не станет из-за глубокой консервативности мышления моих сограждан, а также потому что "денег нет, извините". Ведь "лучше, чем вдыхать запах нового учебника, может быть только запах спермы".

Удивительно, в один момент 7 минусов. 

Кремлеботы1!1!!1!