Античное отношение к смерти основывалась на понимании смерти как феномена, который неведом для живущих и потому не должен страшить их, а также на дионисийских представлениях о спасении человеческой души после смерти, исходящих из веры в самостоятельность души, имеющей божественную природу и заключенной в тело как в темницу, которую душа после смерти покидает и переходит в другое тело.
Самый известный взгляд на эти категории - взгляд Сократа, переданный Платоном в его жизнеописании и трудах о суде над Сократом. Для Сократа смерть выступает переходом души в загробный мир, «выздоровлением» души от неподлинной земной жизни. Поэтому жизнь философа как человека, устремленного к идеалу, это подготовка к смерти как отделению души от тела, это внутреннее умирание души, не имеющее ничего общего с самоубийством, которое является, по мнению Платона, нарушением общественного долга.
Аристотель дистанцировался от смерти и размышлений о ней, т.к. "все знают, что смерть неизбежна, но она не близка, поэтому никто о ней и не думает".