Для того, чтобы такая рекомендация была сформирована, нужно, чтобы кто-то заложил модель, по которой искусственный интеллект этот анализ сделал. Чтобы эту модель заложить, нужно сделать некоторую работу, которая до сих пор еще не сделана, которая в рамках программы «Цифровая экономика» должна делаться. В частности, у нас была встреча с университетом НТИ по формированию антологий компетенций, которые должны лечь в основу таких вот решений искусственного интеллекта. И это очень большая работа на много лет: человеческие знания пока не формализованы. До этого такие рекомендации искусственного интеллекта скорее являются вредными, чем полезными. Они делаются по неправильным моделям, потому что правильные модели невозможно так легко сделать. И, соответственно, у всех создается иллюзия объективности: вместо того, чтобы оценивал преподаватель, оценивает вроде как объективная программа. Но эта объективная программа работает по дурацкому алгоритму, который кто-то сделал через пень колоду.
На данный момент пока никто не занимается разработкой этих алгоритмов. Поскольку в принципе какой-нибудь вуз, который участвует в такой работе, должен сделать какие-то формулы. Они это сделают. Потом кто-то соединит это вместе, но ответственность за целостность оценки пока не несет никто. Есть надежда, что в этом процессе в рамках «Цифровой экономики» (там есть направление «Кадры», за который частично отвечает университет НТИ, частично «Сколково»), нам удастся помочь им внести какую-то ясность в эти структуры компетенций, которые должны учитываться. Например, мы отчисляем студента или оставляем школьника на второй год на основе того, что он что-то не освоил. И для того, чтобы понять, что он не освоил, нужно сначала промоделировать, что там есть и что вообще нужно освоить. Эта задача нетривиальна, потому что у нас нет линейного списка из 10000 фактов, которые нужно знать: если человек их знает, тогда все хорошо, а если он чего-то не знает, то он виноват. Должны быть индивидуальные программы в зависимости от наклонностей студента или школьника. Это пока никак не учитывается даже близко. Поэтому любая попытка переложить на искусственный интеллект решение о, например, отчислении – это безответственно.
Внедряться все это будет, но смысла в этом нет и лучше бы она не внедрялось: пользы от этого я, честно говоря, не вижу никакой и не видел никаких аргументов, что это может быть реально полезно. Ведь, по сути, что такое университетское высшее образование? Это когда мы учим человека учиться, когда мы направляем его дальнейшую карьеру, в том числе научную. И это невозможно сейчас формализовать так, чтобы искусственный интеллект мог принять решение, кто хорошо учится, а кто плохо. Поэтому это скорее вредное направление, чем полезное.
Искусственный интеллект хорошо помогает развивать самое бесполезное в образовании, а именно зубрежку. Если у нас есть какой-то предмет, по которому необходимо что-то вызубрить, то тут искусственный интеллект, а точнее некоторые древнейшие алгоритмы, которые были еще в начале XX века, могут помочь. Ведь у учителя или тьютора нет времени или терпения, а у искусственного интеллекта его неограниченно. Но, когда мы говорим про зубрежку, то мы все прекрасно понимаем, что это самый примитивный путь обучения и имеет самую маленькую ценность. Поэтому, если искусственный интеллект может эту зубрежку помочь автоматизировать, то, наверное, можно без этой зубрежки обойтись, потому что искусственный интеллект может дополнить человека своими формальными знаниями. А научиться думать искусственный интеллект пока не помогает никак.
Я думаю, очень просто. В первую очередь, именно тех, кто не посещает занятия совсем.
Далее, тех, кто не сдает обязательные предметы.
Скорее всего будет отсеяна возможность человеческого ресурса: жалость к студенту, возможность взятничества