Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как люди в средние века обсуждали табуированные обществом темы?

ИсторияИскусство и культураНаука
Daria Demekhina
  · 4,2 K
Аналитик Лаборатории Медиевистических исследований  · 18 нояб 2015

Мне кажется, что формулировка этого вопроса содержит анахронизм, то есть приписывает средневековой культуре качества, которые на самом деле ей не были присущи. Очевидно, у вопрощающего есть некое представление о том, как "табуированные темы" обсуждаются сегодня, и он хочет узнать, собирались ли средневековые интеллигенты на кухне, чтобы поругать правительство.

Казалось бы, средневековое общество было строго иерархизированно, во главе государства стоял единоличный правитель, значительная часть населения не имела никакого влияния на политические процессы. Сплошная несправедливость, средневековые интеллектуалы не могли этого не замечать! Действительно, например, ученик Фомы Аквинского Птолемей Лукский выделял два типа монархии, "деспотическую" и "политическую". Но считал ли он, что деспотическая монархия - это плохо, несправедливо и не имеет права на существование? Нет. Правление короля-деспота, единовластного, опирающегося только на свое собственное понимание законов и справедливости, он считал оправданным, потому что оно подобно тому, как Господь единолично правит миром.

Резюмирую: не нужно думать, что антиправительственные политические идеи были запрещены, а на их обсуждение налагалось табу; скорее всего, значительная их часть средневековыми мыслителями просто не осознавалась и не проблематизировалась.

А что касается тем, табуированных по причине своей пикантности и постыдности, хорошим примером может послужить описание быта деревни Монтайю. Распространение сплетен, изъяснения в чувствах между любовниками, обсуждение возможной поддержки катаров - все это происходило за таким интимным занятием, как выискивание вшей. Привожу цитату из книги Э. Ле Руа Ладюри "Монтайю, окситанская деревня (1294–1324)" (Стр.166):

"В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, ... зато много ищутся, давить друг у друга вшей было знаком доброй дружбы, замешанной на ереси или чисто мирской, приятельской. Пьер Клерг побуждает искать у себя вшей своих любовниц, Беатрису де Планиссоль и Раймонду Гийу. Действие происходит в постели, у очага, у окна, а то и на верстаке сапожника. Попутно кюре использует случай, чтобы преподать своим милым поучительный урок, на свой лад излагая начала катарства и донжуанства. Раймонда Гийу, привлеченная domus Клергов для борьбы со вшами, демонстрирует свои таланты и на сыне, и на его матери. ... Не прекращая давить паразитов, она пересказывает пациентке свежие деревенские сплетни. ... Среди бела дня в дверном проеме благотворительница Гийеметта выискивает вшей в голове Бернара, попутно уговаривая его оделить хлебом «совершенных». Будучи безумно влюблен в Раймонду, дочь Гийеметты, Бернар, разумеется, спешит исполнить пожелания своего дезинсектора. В конечном счете, без того чтобы поискаться, не обходятся и «салонные» беседы по-монтайонски. С этой целью устраиваются на солнышке, на плоских крышах невысоких, смежных или стоящих напротив друг друга, похожих как две капли воды домов"

С другими подробностями о жизни в Монтайю можно ознакомиться здесь: arzamas.academy