Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как можно максимально доступным языком объяснить импрессионизм в поэзии?

Искусство и культураЛитература+3
Екатерина Малькова
  · 3,4 K
Лучший
Автор учебника и книг по литературоведению. Отвечу на вопросы по литературе, особенно...  · 23 мар 2021

Вопрос о том, как интерпретировать эстетику импрессионизма в поэзии, принадлежит к числу сложных проблем теории литературы и заслуживает отдельной книги. В формате ответа на сетевой платформе охватить его невозможно при всем желании.

Импрессионизм (лат. impressio - впечатление) - это эстетический принцип или внешний прием, при котором целью поэта становится не сам изображаемый предмет, портрет или пейзаж, а опосредованное впечатление, создающееся им.

Самый яркий пример этого в русской поэзии XIX века - знаменитое стихотворение Афанасия Фета "Шепот, легкое дыханье..." Сцена свидания в летнюю ночь домысливается читателем. Взгляд автора останавливает внимание не на целостно и реалистически изображенной картине, а на ее намеренно разрозненных, размытых деталях. В этом стихотворении совершенно нет реальных и, тем более, психологических портретов героев. Фиксируется лишь совокупность мимолетных эмоциональных моментов. Впечатление и настроение радости и счастья здесь создают предложения из одних существительных, - в 1850 году это осознавалось новаторством:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

В силу названных обстоятельств импрессионизм проявлялся в романтической и модернистской эстетике,- тех поэтических течениях, которые выходят за рамки реализма. Импрессионизм был чертой художественных решений русских модернистов Константина Фофанова, Иннокентия Анненского и Александра Блока, как и поэтов французского модерна - символистов Поля Верлена и Артюра Рембо.

Как внешний прием импрессионизм присутствует, впрочем, и в одной восточной, японской, эстетической системе. Там он, однако, отражает буддийское представление о скоротечности земного бытия, которое нужно задержать в микроскопических деталях впечатлений земного существования. Для иллюстрации можно воспользоваться примером известнейшего специалиста по японской культуре акад. Н. И. Конрада, - стихотворением классика средневековья Басё (1644 -1694).

Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

Образ стрекозы, ловящей тень над водной гладью, символизирует лето, но прямого упоминания о лете у японского поэта нет, читатель сам должен найти прекрасное в наслаждении впечатлением от метко подмеченной детали.

Сопоставление этих примеров показывает, во-первых, близость А. Фета к художественным решениям русского модернизма, и, во-вторых, объясняет интерес к культуре Японии у русских поэтов и деятелей искусства именно в начале XX века. Фет был возвращен из забвения именно русскими символистами.

главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 20 мар 2021
Надо понять, каков источник вашего вопроса, — от этого зависит ответ. Дело в том, что если в визуальном искусстве импрессионизм — это очень влиятельное и общепризнанное течение, в музыке — понятие несколько более размытое и употребляемое, скорее, по аналогии (применительно к музыкантам, работавшим там же и тогда же, что и главные фигуры живописного импрессионизма), то к... Читать далее
1 эксперт согласен

Спасибо большое, стало понятнее!!