Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как мы различаем, какой актер играет хорошо, а какой — переигрывает?

Искусство и культураКино
Иван Кузьмин
  · 53,9 K
Первый
Актриса театра и кино  · 20 апр 2015

Задайте себе вопрос: верю я тому, что изображает актер или не верю. И ваш ответ будет для вас определяющим – хорошо он играет свою роль или нет. Так судил о достоверности актерской игры К.С. Станиславский. То, что зритель называет «переигрыванием», профессионалы называют: наигрышем.

Актеры и режиссеры говорят в таких случаях: он наигрывает, ты наигрываешь...и т.д. Наигрывать, значит - перебарщивать, фальшивить. Наигрыш происходит, когда внутреннее существование актера, не соответствует его внешним проявлениям: внешнего больше. Мы видим, что актер внутренне вялый, а пытается изображать заинтересованность, отчаяние, возмущение. Достоверность достигается правильным внутренним существованием актера при изображении персонажа. В том и состоит актерская профессия – в умении не просто показывать что-то от образа, но одновременно самому проживать то, что происходит с его персонажем. «Внутреннее существование» – это профессиональный термин и является частью актерской техники.

В театральных и кино вузах обучают, как проживать то, что проживает персонаж и, одновременно, видеть себя со стороны и управлять своей игрой. В конечном итоге – зритель чувствует то же, что и актер, если актер переигрывает или недоигрывает, то он вызывает чувство неловкости, оставляет нас равнодушными. Противоположностью наигрышу, является другая крайность – “дешевая мхатовская правденка», это выражение используют педагоги театральной студии МХТ, когда актер бормочет себе под нос, пытается играть, «как в жизни». Может, в кино на крупном плане такое бормотание будет как раз убедительно и к месту, но не в театре – где требуется донести до последнего ряда свою речь и актерскую энергию. Одной только естественной жизненной органики для театра мало, требуется определенная сценическая энергия, большая, чем в жизни. Найти золотую середину между двумя крайностями - наигрышем и «невыразительной правденкой», – одна из актерских задач, которую он решает в процессе репетиций. Но, случается, что актер находит точный рисунок внутреннего и внешнего существования, только на десятом спектакле.

В кино с этим сложнее, надо быть готовым в конкретный день и час выдать все самое лучшее - камера зафиксировала твою игру и ничего уже поправить нельзя. В репетиционный период, тем не менее, приходится и переигрывать, чтобы ощутить амплитуду эмоции. «Не наиграешь, - не сыграешь» - говорят в таких случаях актеры. Если себя не отпустить, не почувствовать свой максимум, - что иногда и достигается переигрыванием, то будешь бояться сильных проявлений, страх ведет к той же актерской фальши. Законы работы актера с образом на камеру, в кино и телесериалах, те же, но с той существенной разницей, что здесь иная крупность: по одним глазам можно понять – врет актер или нет. В кино не надо рассчитывать на зрителя в «последнем ряду», как в театре, зритель в кино и на телеэкране разглядывает актера в микроскоп – игра должна быть деликатнее. Вопрос «верю или не верю» принципиален не только для зрителя: чем больше актер сам верит в предлагаемые обстоятельства своего персонажа, тем вероятнее его успех. Но зритель не должен разбираться во всех тонкостях актерской «кухни».

Доверяйте интуиции – если вы под впечатлением от какой-то роли, значит для вас, актер, ее исполняющий, - хороший актер.

Здравствуйте. Спасибо за очень подробный и интересный ответ. В дополнение к заданному вопросу хотелось бы узнать... Читать дальше

Корректно ли судить о творчестве "Битлз" по той песне, что напел Рабинович по телефону? Тут примерно то же.

Илья, спасибо большое за ваш вопрос. Елена написала на него отдельный очень классный ответ. Мы решили вынести в отдельную ветку вопрос-ответ, чтобы все могли прочитать. Боялась, что тут никто не найдет) thequestion.ru

Я предпочитаю смотреть зарубежный фильм с титрами, либо с закадровым голосом синхронного переводчика, нежели дублированный. Мне важно слышать тембр голоса актера и его подлинные интонации и темперамент. У нас есть замечательные актеры, работающие на дубляже, – Анна Каменкова, Сергей Чонишвили, Андрей Ташков и еще целый ряд имен можно перечислить. Из ушедших - Володя Вихров, мой бывший однокурсник, озвучивавший роли Ален Делона и не только, а также великолепный Владимир Кенигсон – чьим голосом разговаривал у нас Луи Де Фюнес, Жан Габен и Тото. Но все чаще, в последние годы, дублирование картин производит ужасающее впечатление – это настоящая халтура, исполненная непрофессионалами или бездарями. Озвучивание своих ролей было нормой в советское время, звук не писался вчистую во время съемок, да и сейчас без него, бывает, не обойтись. На озвучивании можно подправить роль, голосом доиграть то, что было недотянуто на съемках. Тоже, очевидно, и при дублировании. Иногда и в отечественном кинопроизводстве при озвучивании, актера, исполнявшего роль, заменяют. Самый известный и успешный пример – Валентина Талызина, «отдавшая» свой голос героине Барбары Брыльской в «Иронии судьбы». Или Александр Дьяченко – озвучивавший работы Донатаса Баниониса. Мы уже не можем разделить полюбившийся персонаж от конкретного тембра и интонации. Так что – дело не столько даже в замене голоса, сколько в качестве этой замены. И все же, в случае плохого дублирования – насколько оно может испортить хорошую игру актера? Испортить, безусловно, может. Но есть тут сложность... Восприятие картины, как и работы актера зрителем, многосоставной процесс – он зависит и от качества сценария, сюжета, темы фильма, его диалогов – насколько они интересны. И от визуального образа всего фильма – работы операторов, художников и, конечно, режиссера и композитора. Всегда заметно расхождение в уровне фильма и уровне озвучивания – если оно есть. Плохой дубляж – всегда упрощает и банализирует общую идею, тогда как гениальный дубляж не может превратить грубую поделку в шедевр. Хорошее дублирование – незаметно для зрителя, звук составляет одно целое с образом и проявлениями актера на экране. Если же вас раздражает звук дубляжа, это говорит само за себя – испортили при озвучивании: не дотянули драму, огрубили тонкую комедию, работают не в жанре. Актер, исполняющий роль, здесь не при чем. Лично я всегда могу отличить хорошую игру актера от плохого дубляжа. Но впечатление все равно бывает испорчено. И еще – немаловажным является и качество перевода иностранных картин. Плохой перевод может превратить самого гениального автора в графомана.

Мне,АБСОЛЮТНО,не интересна "актриска",Коренева!Слишком много чести ее обсуждать!

кинодокументалист, редактор, архивариус   · 25 июл 2021
вопрос некорректен. в зависимости от того, когда (где) был снят, а также в зависимости от того, кто (когда, где) его смотрит тот или иной актёр "играет хорошо" или "переигрывает". для кого-то европейские фильмы 10-20гг ХХ века могут показаться "фильмами где переигрывают". или такими фильмами могут отказаться даже современные индийские или нигерийские фильмы... Читать далее
Авиация, МВД, бюджетный учёт  · 18 июл 2021

У меня всё проще: если я во время просмотра "забываю" все предыдущие образы актера, и вижу только этот, то играет хорошо. Если актер каждый раз играет сам себя, и во время просмотра я вспоминаю его предыдущие роли, то он играет плохо.

1 эксперт согласен
Интересующаяся  · 25 июл 2021

Если вместо актёра видишь его героя, то актёр - талант. А если такой актёр разнопланов и играет все от табуретки до господа бога, что видишь его героев - он гений

ФИЗИКА,ФИЛОСОФИЯ.  · 18 июл 2021
Не знаю, что такое переигрывает.Актер должен быть естественным.Если он обладает даром перевоплощения, то это очень хороший актер.Если он играет самого себя, типаж , то это тоже хорошо, если органично смотрится.Жан Габен,например, его трудно представить в другом амплуа.Плохой актер в любом амплуа смотрится неестественно.Еще не люблю театральщины в кино.То ,что хорошо для... Читать далее

Человек так устроен, прекрасно распознает эмоции правду и ложь. Актер на сцене или перед камерой выдает эмоции. Если ваш мозг ему верит, значит актер хороший.

Первый

Глупый вопрос, понять это может только специалист по актёрскому мастерству, обычный  человек не профессионал  всё мериет только своими ощущениями и докатками

Первый
Режиссер театра  · 21 апр 2015
Переигрывание и недоигрывание - две стороны одной медали. Принято считать, что актер переигрывает когда его проявления (речь, мимика, жесты) не соответсвуют обстоятельствам в которых персонаж оказался. Или его самочувствию. Когда Джек Николсон в фильме выходит из себя это выглядит естественно, когда пытаются кричать и ругаться большинство посредственных актеров - это... Читать далее

Олдмана зовут Гэри (Gary, а не Harry).