Я точно знаю, что у многих моих друзей огромный словарный запас, но они боятся говорить, как им помочь, если просто фраза: да ты заговори, там само как-то начнет получаться, не помогает. (если дать перед разговором выпить вина - помогает:)
Хочу подчеркнуть, что научить человека без его активного участия и желания решить проблему, не получится.
Почему же не получается заговорить? Конечно, каждый случай индивидуален, но я хочу перечислить основные причины, с которыми я регулярно сталкиваюсь в работе:
Сильный внутренний критик. Может быть, у вас есть идеализированное представление о том, что если уж взялся говорить по-английски, то надо говорить бегло, правильно, на любую тему, с любым собеседником? Тогда,если мы не соответствуем придуманному образу, активизируется внутренний критик, наказывающий нас за наше несовершенство. Если проблема говорения снимается алкоголем, то, скорее всего, она не относится непосредственно к языку.
Решение проблемы: Хорошо бы разобраться со своими ограничивающими установками, и честно себя спросить, а что конкретно не дает мне говорить, если я действительно могу? Чьим голосом говорит мой внутренний критик - папы, учительницы из детства? Также важно помнить, что беседа — всегда не столько говорение, сколько и умение слушать. Сместите фокус внимания с себя на собеседника, ведь он такой же участник разговора, как и вы. Это поможет справиться с волнением.
Неправильный подход к изучению слов. Если у вас большой словарный запас, но это разрозненные слова, а не словосочетания (chunks), то огромное количество энергии и времени будет уходить на то, чтобы сложить предложение. Можно провести аналогию с конструктором: фигура гораздо быстрее собирается из “заготовок”, чем из отдельных деталей.
Решение проблемы: учите слова не по отдельности, а фразами. Осваивайте фразы-приветствия, прощания, реплики, которыми можно начать и завершить разговор, перебить собеседника. Выбирайте те, что вам действительно нравятся и делайте свои “заготовки”.
Отсутствие опыта регулярного общения на языке. С этим все понятно: надо практиковаться. Мы в Флоу уверены: говорение развивается только говорением!:)
Решение проблемы: практикуйтесь, но не надо с ходу пытаться строить тяжелые конструкции, начинайте с коротких простых предложений: кто+что делает+где+когда.
Проблемы с грамматикой. Представим, что слова бусины, а грамматика — нитка, которой у нас нет...
Решение проблемы: подтягивайте грамматику, заучивайте фразы и конструкции целиком, обращайте внимание, как грамматика звучит в беглом произношении (см. п.2) Хорошая новость - конструкции, которыми мы пользуемся в речи, по структуре проще, чем грамматический справочник. Обратите внимание, какую грамматику использует собеседник. Возможно, его или ее речь проще, чем кажется.
Языковой регистр. В языке есть высокий (формальный, официальный, книжный, полный), просторечный (сниженный, неформальный, разговорный) и литературный (нейтральный, общий) регистры. Стеснение может возникать, например, когда студент не понимает, в какой ситуации уместна та или иная лексика. Тогда, например, он может спокойно делать презентацию на английском, а вот разговоры по душам в пабе ему совсем не даются.
Решение проблемы: последите за собой, в каких ситуациях поддерживать разговор вам проще и быстрее, и почему?
Большой пассивный словарный запас, а активный — на самом деле маленький.
Решение проблемы: чтобы слова не лежали в голове мертвым грузом, нужно регулярно делать усилие, чтобы употреблять их в речи. Делюсь лайфхаком: придумывайте с новыми словами короткие запоминающиеся предложения, описывающие вас, вашу жизнь, ваш опыт - словом, присваивайте их. Тогда слова “оживут”, и вам будет легче их использовать впоследствии.
Сначала нужно запомнить базовую грамматику. Например, выбрать несколько частотных ситуаций для запоминания времен. Выучить. А дальше уже тренировать построения таких же предложений, но с другими словами.
И самое главное. Ошибки - нормально. Не нужно стремиться к идеальной речи, нужно стремиться к взаимопониманию. А уже потом совершенствовать.
Просто так вы не заговорите на английском. Тут дело не в словарном запасе. Нужна практика. А ещё лучше, чтоб у вас был тот, кто умеет говорить на английском. Так проще.
Только практика, Тоня. Предпочтительно, с полным погружением в нативную языковую среду на месяцок-другой. А иначе, по себе знаю, можно пятнадцать лет изучать язык, быть сильным лингвистом, и - "плавать" при первом реальном соприкосновении на переговорах с носителем.
Лично мне помогло начать говорить при достаточном словарном запасе участие в международной научной конференции, всё общение на которой между участниками было на английском языке. Другими словами, нужда заставила. А пока нужды не было – зачем было напрягаться.
Нужен собеседник, желательно достаточно практикующий разговорную речь. И это даже не наши школьные учителя/ не умаляя их знания/.Разговорная речь настолько подвижна, что даже фразы впихнуть невозможно. Получается коряво. И всё равно нужен цензор, чтобы исправлял ошибки. Моя жена читает на английском, переводит, но поболтать ей не с кем. И это тупик.