Можно действовать следующим образом:
- Определить для себя ваше понятие команды. Описать, как вы себе её представляете с учетом потребностей компании, ваших потребностей, среды внутри компании. По сути, нужно формализовать ваше представление о команде. Опишите, как есть сейчас, и как вы хотите чтобы было.
- Разобраться, какие люди туда должны входить. Строить команду — это большой труд, много индивидуальной работы, и не все сотрудники сами готовы участвовать в командной работе. Как первый шаг можно выделить ядро команды — это те люди, с которых вы начнёте вовлечение коллектива в вашу будущую команду.
- Также важно определить для себя, как разделяются зоны ответственности людей, входящих в команду. Если это применимо в вашей ситуации.
- Затем начинать реализацию плана на практике: разобраться в потребностях людей, которые составляют ядро команды по вашему замыслу, разобраться в их мотивации. Провести ряд индивидуальных встреч для построения канала коммуникации руководитель-сотрудник. В результате этих встреч сотрудник должен начать доверять вам и чувствовать себя в безопасности, понимать смысл изменений.
- После того, как люди начнут чувствовать себя безопасно, можно начинать собирать пары людей, давая им задачи, требующие коллаборации.
- Затем можно начинать проводить групповые встречи по обсуждению общих вопросов (для этого стоит заранее приобрести навык «фасилитация»).
- И когда жизнь в вашей «команде» начнёт зарождаться, то дальше нужно продолжать вовлекать туда людей, через индивидуальную работу (проработка опасений, конфликтов и так далее).
Можно сказать, что вы собираете мозайку из частей, у которых по всем сторонам какие-то лишние заусенцы, которые мешают им соединиться друг с другом. Ваша работа — разобраться в причинах этих заусенцев и убрать их.
Самое важное, что стоит принять заранее: по дороге выстроения команды кто-то из сотрудников может отвалиться — это нормально. Не все хотят участвовать в новых правилах игры.
Есть пара книг, которые рекомендую тоже почитать:
- «5 пороков команды», Патрик Ленсиони
- «Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций», Дэниел Койл