Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как обрабатывают поделочные камни?

Искусство и культураМузеи московского кремля
Daria Demekhina
  · 9,7 K

Если под «поделочными» камнями вы подразумеваете все мягкие камни, не подлежащие огранке, а под «обработкой» — придание вида для продажи оптом для бижутерии, то промышленно-конвейерный способ их обработки чрезвычайно прост: измельчение, шлифовка, полировка. 

Измельчается порода прямо кувалдами либо специальными дробительными вальцами, шлифуется (по крайней мере, так делалось в начале 1990-х, но принципиально мало что могло измениться с тех пор) в барабанах с наждачным порошком (при этом происходит и значительный отсев брака, получающегося при измельчении), иногда доводится в пескоструйном аппарате, полируется в специальных виброполировочных ваннах (те же барабаны, по сути, где много воды с полировальными присадками). В общем, как и любой конвейер, — это массово и скучно. Но я могу рассказать о собственном опыте обработки моховых и слоистых агатов (больше всего именно с ними работал; происхождение камней — Майский район, Казахстан). При индивидуальной работе процессы и последовательность их те же, только они дольше и скрупулезней.

Итак. Первым делом найденный камень, который по виду еще мало чем отличается от дорожного булыжника, надо развести — распилить алмазным диском так, чтобы спил был красив. Вертишь его, глядя на солнце, ищешь нужный угол, разводишь. В перспективе (я же потом и мельхиоровые, и серебряные украшения с обработанными камнями паял) предполагается, что гармонирующих друг с другом камней выйдет несколько — например, для гарнитура: серьги, колье, колечко или перстенек. При удачной распилке и отсутствии явного брака (трещин, включения крошащихся смежных пород или других внезапно некрасивых вкраплений, воздуха и т. д.) камень берется в обработку на наждаке. Причем если в соседнем ответе человек просто держит камень рукой, чтобы показать экскурсантам принцип обработки, то мне приходилось придумывать разные ухищрения, так как камни для кольца или серег значительно меньше. Первичная шлифовка в руках иногда еще возможна, но окончательная доводка — вряд ли. Самое простое приспособление — специально выструганная палочка-держак из твердого дерева, на торце которой делается выемка, куда камень вклеивается сургучом. Брали мы сургуч, конечно, на почте.

Самая распространенная форма поделочных камней — кабошон (безграневая). Чтобы, скажем, для серег, кабошоны вышли одинаковыми (при условии, что повезло с рисунком), из жести вырезался кондуктор — лекало-профиль или несколько профилей этой «каменной капли». Точишь — прикладываешь, смотришь — точишь еще. Камни на наждаке пару-тройку раз меняются. Сначала покрупней, затем потоньше, но главное при этом не торопиться, хорошо чувствовать нажим и держать угол обточки. Поделочный камень легко повредить, причем чем ближе к концу работы — тем легче. Стоимость их невысока, но потерянного времени жалко. Да, камень требует постоянной водной смазки (и для лучшей обработки, и ради спасения от перегрева), однако старые наждачные круги, если вешать над ними постоянно капающую бутылку или приделывать шланг от водопроводного крана, от воды разваливались, что грозило тяжелыми травмами. Поэтому приходилось просто часто обмакивать камень в чан с водой (сказывалось на времени обработки не лучшим образом).

После того как первичная и вторичная шлифовка закончены, наступает время полировки. И вот тут нам, кустарям, приходилось особенно тяжело. Специальную полировочную пасту для камней можно было привезти лишь откуда-то с Урала, да и то она водилась там по слухам, а существовала ли на самом деле — неизвестно. Так что мы делали ее сами (как и проволоку для филиграни, как и припои для латуни, мельхиора и серебра, как и составы для чернения...) из разнообразных ингредиентов. Например, топили хозяйственное мыло и смешивали его с оксидом хрома и содой — это практически паста ГОИ, которую тоже было не достать. Экспериментировали с зубным порошком, тальком, мелом, ржавчиной — как полировальной основой, добавляя их в стеарин с керосином, в солидол, в олифу. Во всяком случае — получалось и получалось хорошо. Разная степень полировки либо нескольких полировок, интересные результаты

А, самое главное и последнее: полировка происходит на том же наждачном станке, только вместо абразивного круга используются последовательно несколько валиков из войлока, фетра, замши. Чуть-чуть полировальной пасты, много-много терпения — и через некоторое время выбранный, разведенный и обточенный агат становится просвечивающим, открывая глазам скрытое в нем неповторимое чудо.

Первый
Искусствовед, геммолог  · 19 авг 2016
Процесс обработки любого минерала достаточно интересен и сложен.  https://www.youtube.com/embed/c_Xh9Prc9_Y?wmode=opaque Нужно распознать в нем красоту данную природой. Например, под невыразительной и грубой коркой может скрываться великолепного качества нефрит. Академик Александр Евгеньевич Ферсман называл нефрит «каменным войлоком». Стоит обратить внимание на излом... Читать далее
Непонятно, почему нефрит назван «минералом высокой прочности». Работал я с нефритом, его твердость (видимо, под... Читать дальше

Отжиг, масло, эпакситная смола, облучение, нанесения покрытия. При отжиге минерал получает более насыщенную окраску, масло скрывает трещины, эпакситная смола повышает прозрачность, радиоактивное облечает позволяет получить редкий по виду камень, а покрытие позволяет сделать необычную окраску. Вот как так. Все эти способы могут применять как по отдельности, так и в комплексе.