Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как получилось, что курды — самый многочисленный народ, у которого нет своего государства?

ИсторияКурды
Анонимный вопрос
  · 117,8 K
Историк-краевед, блогер. Веду исследовательскую и просветительскую работу, которую...  · 27 мар 2021

Можно считать, что это случилось по стечению большого числа объективных и субъективных обстоятельств в истории этого, действительно самого многочисленного народа лишенного государственности в мире.

Историю курдов делят на четыре больших периода:

Первый период — это этногенез и ранняя история курдов, охватывает период с XV века д.н.э. тысячелетия д.н.э. до VII века.

Второй период охватывает VII—XV века — это время арабских и тюрко-монгольских завоеваний, возникновения независимых курдских династий.

Третий период — с XVI до середины XIX века — характеризуется становлением могущественных государств, Османской Турции и Сефевидского Ирана, которые осуществили раздел Курдистана.

Четвертый период — с середины XIX века до настоящего времени — это начало национально-освободительной борьбы курдского народа, продолжающейся поныне.

Происхождение курдов загадочно, их сближают с то с евреями, то с армянами, то с азербайджанцами, то с мидийцами, то с хурритами, то с загадочным племенем кардухов. Каждая из этих версий имеет под собой основание. В древности территорию Курдистана занимали цивилизации Месопотамии, где с 4800 года до нашей эры жили шумеры, а во второй половине III тысячелетия д.н.э. на севере Месопотамии появляются хурриты и семиты, жившие там рядом. Считается, что хурриты и урарты были предками армян. А хурриты и семиты могли могли стать предками курдов. Около середины 2-го тысячелетия до н. э. три народа основали несколько сильных государств на западе Азии: касситы в Южной Месопотамии, хурриты в Северной Месопотамии и хетты в Анатолии.

Современные курдские территории почти полностью совпадают с территорией древних хурритских царств, вошедшие позже ассирийскую державу, просуществовавшую с 2400 — 670 г. д.н.э.

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территорию Ирана начинают проникать родственные персидские и мидийские племена индоевропейского происхождения.

В VI–IV вв. до н.э. хурриты были ассимилированы ираноязычными мидийцами. Благодаря мидийцам, персидский язык стал межплеменным языком общения и распространился на огромной территории Передней Азии. Если предположить, что хурриты были родственны древним хеттам, то носителям праиндоевропейского языка было несложно воспринять персидский диалект.

В 550 г. д.н.э. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов и являвшийся родственником мидийского царя основал новую персидскую державу.

Во времена древнеперсидской монархии племя в провинции Армения существовала область Кордуена, название которой связывают с племенем кардухов. Кардухи были известны как воинственные и неукротимые горцы, не подчиняющиеся персидскому царю и постоянно устраивающие набеги на соседей-армян. Ряд ученых считают, что от этого племени и произошло название курдов. А проживали они то ли к западу от озера Урмия, то ли на востоку.

Возвышение династии Сасанидов (224 по 651 год) началось в провинции Парс (Фарс) на юго-западе Ирана, в городе Истахре, у истоков которой стоял жрец – маг храма богини Анахит, Сасан, принадлежавший к царскому роду Парса. Этот же город стал последним оплотом курдского сопротивления.

В 639 году арабы овладели Хузистаном, а в 642 году около Нехавенда произошла вторая большая битва, закончившаяся поражением последнего сасанидского царя Йездигерда III (632—651) и он, оставшись без войска, со своим огромным двором кочует от одного местного правителя к другому, с каждым годом удаляясь все дальше и дальше на восток. В 642 году халифу покорился правитель Азербайджана, в 643 году арабы заняли Хамадан, в 644 году - Исфахан и Рей. Тогда же началось завоевание Парса.

Поскольку курды составляли ударную силу сасанидской армии, они же приняли на себя основную тяжесть борьбы с арабами. Истахр покорился арабам только после ожесточенного сражения, применения осадных машин и убийства вследствие этого десятка тысяч курдов. Озлобленные арабы, в отместку за самоотверженное сопротивление ополченцев, сожгли город.

При всем отторжении, которое вызывал у курдов центр и его властные структуры арабов, при множестве повстанческих акций, направленных против Омейядов и Аббасидов, отношение курдов к обеим династиям халифов имело свои особенности.

Последующие столетия возвысили имя Аббасидов в сознании курдов, и оно стало вызывать безусловное уважение. Свидетельство тому — присутствие имен аббасидских халифов у основания родословного древа трех выдающихся домов Курдистана: эмиров Хаккари, Бахдинана (Бадинана) и Чемишгезека.

В Курдистане утвердились арабская династия Хамданидов (905—1004) и дейлемитский клан Зийяридов (927 — ок. 1090), вскоре потесненные курдскими правителями — Хасанвайхидами (959 — 1015) и Марванидами (985—1085), а также другими, менее известными курдскими династиями. Все они через столетие были сметены нашествием тюрок-сельджуков.

Отношения курдов с династиями сельджукских атабеков, утвердившихся в центральном и южном Курдистане, изначально были напряженными, особенно с Зангидами (1127—1222) в Мосуле и Артукидами (1102—1408) в Диарбекире. Мосульские атабеки вторгались на территории курдских племен хумайди, хаккари и баджнави, захватывали их крепости. Курды, как всегда, активно защищали свои земли и наносили ответные удары.

С приходом к власти в Египте и Сирии курда Салах-ад-дина (Саладина) Айюбида (1169—1193) Зангидам и Артукидам пришлось на время прекратить свою агрессию в отношении курдов.

Созданная султаном Салах-ад-дином держава находилась за пределами Курдистана, но власть Айюбидов простиралась над центральным и южным Курдистаном через вассальный статус династий тюркских атабеков, который они были вынуждены принять.

Курды и курдские племена воевали в рядах армии Айюбидов, откликнувшись на призыв султана Салах-ад-дина к участию в войне с крестоносцами. Значительное число курдов служило в военном и гражданском ведомствах империи Айюбидов.

Слудует отметить, что первые курдские поселения на территории современной Сирии появились задолго до крестовых походов XI века. Ряд курдских военных поселений находился на территории будущего государства Алавитов на севере страны, а также в окрестностях города Хама. Крепость госпитальеров Крак-де-Шевалье, известная под арабским названием Hisn al-Akrad (Замок курдов), была изначально курдским военным поселением и лишь впоследствии была захвачена французскими крестоносцами.

В 12 веке появляется административная единица “Курдистан” со времен последнего представителя великих сельджуков Санджара.

Центром этой новой административной единицы северо-западнее Хамадана стала крепость Бахар. Тогда Курдистан охватывал Хамадан, Динавер, Керманшах (к востоку от Загросских гор) и Шахризур и Синджар (к западу от Загроса). Могущественные конфедерации туркменских племен кара-коюнлу и ак-коюнлу, потесненные монголами, появились на политическом горизонте Курдистана еще до Тимура. Их усилия привели к власти две соперничающие династии: султанов Кара-Коюнлу (1380 — 1468) в Тебризе и султанов Ак-Коюнлу (1378—1508) в Диарбекире.

Следующий ураган завоеваний, пронесшийся над страной курдов, связан с грозным именем Тимура (1370-1405). Однако это нашествие, по всей видимости, глубинного воздействия на Курдистан не оказало.

Но в схватке с Османской Турцией султаны Ак-Коюнлу не устояли и в конце XV столетия ушли в политическое небытие. На пороге стоял XVI век, поворотный для курдской истории и определивший дальнейшую судьбу народа.

Территории, населённые курдами, входили в состав Османской империи и персидского государства Сефевидов. Именно благодаря курдской коннице в Чалдыранской битве (1514) Османы добились стратегическую победу над Сефевидами (1501—1722). При этом сами Сефивиды были основаны Исмаилом I, имевшим по первой генеалогии курдское происхождение. Именно это сражение принято за точку отсчета политической разделенности Курдистана. В результате разгрома при Чылдыране в 1514 г. османами войск персидского шаха, большая часть курдской территории перешла к туркам. Раздел этот стал началом многовекового разъединения курдского народа и барьером на пути их национальной консолидации. И хотя курдам была обещано самоуправление, по султанскому фирману от 1515 г. на курдских землях было образовано 18 княжеств, а в дальнейшем их число возросло.

Во времена Селима I в Северо-Западном Курдистане было около 400 свободных курдских правителей, которые участвовали в войнах под предводительством санджак-беев (окружных начальников). В мирное время они не подчинялись последнему и были независимы. На территории, где существовала абсолютная власть курдских феодалов, каждая область имела свои законы и порядки, формы правления и налоговую систему.То есть государственость у курдов была. Но не была единства.

После восшествия на престол султана Сулеймана I (1520- 1566) османская власть в Курдистане упрочилась. В эти годы турецкое правительство старалось создать из курдских княжеств кордон, живую стену между Турцией и Ираном. Многие курдские племена и племенные объединения были поставлены на службу по охране пограничных областей.

В 1555 году в городе Амасья султан Сулейман I «продиктовал» шаху Тахмаспу I условия первого перемирия и проведения турецко-персидской границы, которая прошла по Курдистану и рассекла его надвое.

Трактат о границе был подписан султаном Мурадом IV и шахом Сефи I в августе 1639 года в курдском округе Зохаб: она прошла по исконно курдским землям и обрекла страну курдов на унизительный статус политической разделенности.

Курдистан в конце XVIII - начале XIX вв. находился в состоянии феодальной раздробленности. Отдельные попытки объединения княжеств были безуспешными. Престиж Порты вследствие экономического и военно-политического упадка Османской империи в начале XIX в. пошатнулся до такой степени, что властям приходилось силой оружия подчинять независимых курдских пашей.

Большинство курдских княжеств Османской империи (Бабан, Соран, Амеди, Бохтан и Хакяри) и Ирана (Ардалан) фактически не подчинялись центральным властям. Необходимость централизации Османской империи была побудительным мотивом подавления в начале XIX в. курдского сепаратизма, стремление османских правителей уничтожить последние очаги независимости курдов послужило причиной мощных для того времени восстаний курдов.

Немаловажное значение имело и начало сближения Османской империи с Ираном, что проявилось в сокращении числа пограничных столкновений между двумя соперничающими государствами. В этой связи нужды в курдах как военных союзниках Ирана не было. Более того, Тегеран и Стамбул все больше тревожились фактами сближения между курдскими эмирами и возможностью их консолидации.

Эти политические процессы особенно отчетливо прослеживались в эмиратах Ардалан и Бабан, где курды стали отказываться от участия в военных походах своих правительств. В частности, правители княжеств Раван-дуз, Ботан и Бахдинан отказались принимать участие в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., правитель Хакяри заявил о своем нейтралитете во время этой войны, а Баязидский паша даже был готов сотрудничать с русскими.

Светлой страницей в борьбе курдского народа за независимость является история Соранского эмирата (восточный вилайет Османской империи) при эмире Мир Мохаммеде, известном среди курдов как «слепой паша» или «эмир Сорана».

Эмир Мир Мохаммед после смерти отца в 1826 г. объявил себя эмиром-мансуром, т. е. независимым правителем. Молодой правитель, изучая реформаторские начинания Мухаммеда Али-паши в Египте, построил в своей столице г. Ревандуз несколько заводов по производству оружия и боеприпасов, создал хорошо организованную армию из 10 тыс. воинов, организовал чеканку монеты. Мир Мохамед вполне смог бы стать главой союза объединенных курдских эмиратов, поскольку он пользовался авторитетом и народной любовью.

В начале 1830-х гг. власть Мир Мохаммеда распространилась на большую территорию от Мосула до иранской границы. Эмир помышлял присоединить к своей территории и курдские районы Ирана, чем диктовалась необходимость изменений в гражданском управлении эмирата, т. е. в создании совета из шести сардаров, управлявших административными делами и ведавших строительными работами, в создании совета ученых и мудрецов для выработки свода законов и т. д.

К концу весны 1833 г. Мир Мохаммед контролировал уже большинство районов южного Курдистана (эмираты Соран, Бадинан, Мосул) и приблизился к границам эмирата Ботан.

Во избежание военных столкновений Мир Мохаммед предложил эмиру Ботана заключить двусторонний антитурецкий договор, однако эмир сам надеялся на господство в пределах Курдистана и отказался от предложения.

Мир Мохаммед, хорошо разбираясь в сложной политической ситуации, нашел союзника в лице энергичного наместника Египта Мухаммеда Али, который превратил подвластную ему провинцию в самостоятельное владение, создал сильную армию и находился в конфронтации с османским султаном Махмудом II. Мухаммед Али обещал Мир Мохаммеду освободить курдов от османского владычества. Когда Порта узнала о договоре между Мухаммедом Али и Миром Мохаммедом, опасаясь отделения территории Курдистана и Шама (Сирии), она хитростью привлекла на свою сторону оппозиционных Мир Мохаммеду правителей. В результате Мир Мохаммед был вынужден возвратиться в Равандуз и готовиться к сопротивлению османским властям.

Мир Мохаммед уделял много внимания укреплению обороноспособности своих владений, приглашал в эмират известных оружейников и строителей. Численность войск Мир Мохаммеда в этот период достигала 15 тыс. человек (кстати, в 80-тысячной иранской армии служило около 10-12 тыс. курдов).

Ситуация изменилась, когда в начале лета 1836 г. пошли слухи о том, что османский султан собирается начать новый поход против ревандузского эмира.

Мир Мохаммед, стремясь избежать войны на два франта (с Ираном и Османской империей), вернулся в Ревандуз. Пользуясь разногласиями между Ираном и Турцией, он предложил иранскому шаху сотрудничество в войне против Османской империи, признание власти иранского шаха над Курдистанаом и уплату в персидскую казну налогов в обмен на оказание помощи курдам. Однако иранский двор отказался от этого предложения, не желая идти на обострение отношений с османами, а также не доверяя курдскому эмиру.

Нужно учитывать и такой внешнеполитический фактор, как англо-русское соперничество на Востоке. Для усиления своего влияния в Османской империи и Иране Англия решила разыграть «курдскую карту», то есть выступила против курдского сепаратизма.

Дабы не допустить нового военного столкновения между Турцией и Ираном, Россия и Англия предложили свое посредничество в заключении мира.

Однако в августе 1836 г. турецкая армия окружила Ревандузскую крепость, Мохаммед-паша принял условия почетной капитуляции и сдался. Соранский эмират попал под прямое управление османских властей.

Исходя из всех этих фактов истории курдского народа, можно сделать вывод о том, что курдские эмираты поглощались Османской империей по причине как внутриполитических процессов, происходящих в них, так и внешнего фактора - позиций великих держав Запада, имеющих на Ближнем и Среднем Востоке свои торгово-экономические и геополитические интересы.

Однако освободительная борьба курдского народа способствовала росту их организованности и самосознания. Курды до сих пор остаются едины в своей цели — создании курдского государства. И как в прошлые века, достижению этой цели противостоят интересы стран Турции, Ирана, Ирака и Сирии. То есть, у всех этих государств отсутствует желание в создании такого государства.

Слишком подробный ответ. Зачем? Это же не реферат на истфаке. Я запутался еще в начале чтения и бросил попытку... Читать дальше
Лучший
Историк по образованию; путешествия и фесты. Пишу по истории, культуре, и всяко около...  · 20 янв 2021  · a-l-e-j-o.livejournal.com
1) Курды действительно были кочевниками, как замечено в одном из ответов. Но конечно отнюдь не "цыгане". У них вполне есть то, что они могли бы назвать своей Родиной - где-то как раз территория т.н. Курдистана. Просто они и кочевали в её пределах (хотя некоторые группы добрались до Туркмении), взаимодействуя с местным оседлым населением - армянами и иранцами. У кочевых... Читать далее
Эсперантист. Путешественник. Краевед. Любимые страны: Куба (дом родной), Китай (бизнес)...  · 20 янв 2021  · stanobelov.blogspot.com
Если коротко, то просто так сложилось исторически. Если в Европе границы формировались столетиями - в результате войн, народных движений, монархических сделок и т.д., то новые государства на Ближнем Востоке были созданы искусственно колониальными державами в одночасье, исходя из их собственных интересов (то же произошло после в Африке). Поэтому они крайне мало (точнее... Читать далее
Эсперанто – идеальный язык для путешествий.Перейти на lernu.net/ru/esperanto
Все еще проще и короче! А что сделали курды для того, что бы у них в средневековье было свое государство ?! Вот... Читать дальше
Московский риэлтор  · 20 янв 2021  · homestaging.ru
Историческая случайность. При Османской империи не было строгих территориальных делений, был набор провинций разного масштаба и удаленности от Стамбула. Со временем империя превратилась в "больного человека в Европе", а после Первой мировой и вовсе, распалась. Победители вольно начертили границы в бывших провинциях (часто прямыми линиями на карте) и передали большую их... Читать далее

где то смеётся цыган

"Только трезвая Россия станет великой". Академик Ф.Г.Углов.   · 20 янв 2021

Не так давно, курды, за свою помощь США, потребовали у Трампа назначить им территорию для своего государства. Трамп ответил что-то вроде "Вы не помогали нам, когда мы высаживались в Нормандии".

Это значит, что любое государство, любая новая нация, может возникнуть только по результатам окончания войны. Примером может служить Вторая Мировая.

А распад СССР и новые государства и даже, не боюсь этого слова, нации? Вроде и войны не было....

пенсионер работающий  · 7 мар 2021

Потому что между племенами не было единства. Не хотели они единого государства. Каждый князек жил одним днем и грабежами. Дай им сейчас территорию для организации отдельного государства, так они начнут истреблять друг друга.

Абсолютная правда. Сторонники террориста Оджалана ненавидят сторонников Барзани, и те и другие враги Талабани, а... Читать дальше

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.
Нравится домашняя кухня. Думаю что умею сам готовить. Самолечение ,честность ,позитив...  · 13 мар 2021
Однажды в том году сам Дьявол решил отдохнуть от борьбы с Богом. И вот он решил отдохнуть на той территории где сейчас могло бы быть государство Великий Курдистан. В это же время там жил юноша , который очень много знал и ему надо было срочно определится как самому мудрому человеку своего народа. И тут он узнаёт что его правитель отдаёт в жёны свою самую Красивую дочь... Читать далее
Николай)ни чего интересного,учился,работал,интересовался теперь как то ? вроде интерес...  · 13 мар 2021

Эта тема не интересна Турции,Армении, Сирии,Ираку а если нет заинтересантов то нет и государства,была под эгидой СССР и Ком партии рабочая партия Курдистана? но что то не сложилось,как известно на нет,и сюда нет.

Что о себе говорить, анкету, что- ли, будем заполнять? Об этого "произведения " можно...  · 17 сент 2021
Обидно, что в XXI веке, когда доступны многие достоверные источники, вдруг (вдруг ли?) появляется такой материал. Ведь это является искажённым, сфальсифицированным видением подручных "ученых" колониальных государств, разделяющих Курдистан между собой... А, между тем, автор этого материала перед тем, как собираться написать что-то о курдском народе, изучил бы... Читать далее
Я пенсионер. Увлекаюсь историей. Особенно военной и новейшей.   · 17 сент 2021
Дело в том , что до сих пор по ряду причин ( объективных и субъективных) курды не создали свою городскую элиту. Этот этнос ( включая субъэтносы) застыл в своем развитии на кланово - племенном уровне. И характеризуется полным отсутствием этатического сознания. То есть осознания себя как граждан государства. Реально , менталитет курдов предполагает лояльность своему... Читать далее