Мне кажется, что наша школа их несколько оболванивает. Их учат, скорее, зубрить информацию, мыслить шаблонами, не выделяться из толпы и дети это быстро схватывают. Ведь так думать гораздо легче, чем напрягать собственные мозги, сопоставлять факты, уметь взвешивать "за" и "против", находить нестандартные решения, оценивать проблему с разных точек зрения. А в результате вырастают внушаемые, хорошо управляемые исполнители, стадом бегающие за любым вожаком, куда бы он их не вел. Именно такие люди становятся жертвами всевозможных мошенников, манипуляторов, агрессивной рекламы, попадают в секты, горбатятся на низкооплачиваемой работе с плохими условиями труда. Становятся терпилами, которые не могут найти выход ни из какого тупика и радуются крохам.
Учиться делать выводы, и как бы это банально не звучало - анализировать. Решать различные головоломки и логические задачи, а также играть в шахматы. Головоломки способствуют развитию аналитических навыков.
Здравствуйте!!! Отличный вопрос. полностью согласна с описанием под вопросом. Отсутствие навыка у детей и подростков аналитического мышления и, тем более умения мыслить не шаблонно, очень большая проблема. Я всю свою профессиональную жизнь работаю над тем, чтобы развивать этот навык у ребят. Работая над спектаклем или делая чтецкую работу возможно привить такой навык.