Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как правильно анализировать литературные произведения, чтобы запомнить и обсуждать их?

Искусство и культураЛитература+3
Гера Юсупова
  · 34,8 K
О себе: пенсионер, бывший учитель географии. Педстаж с 1967 по 2011 год.  · 21 сент 2016

По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко - ответов), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки - признание Сальери: "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию..." Поэтому, такой вандализм, как "анализ", по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его - абсолютно необходимо.

А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: "Что такое хорошо и что такое плохо" Владимира Владимировича Маяковского. 

Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с "Капитанской дочки", "Дубровского", "Тараса Бульбы". Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова - весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.

Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как "тема" и "идея". Великие авторы не ставят себе цель "раскрыть глаза" своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к "Герою нашего времени". Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. "авторская позиция". По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию, то такая работа будет оценена достаточно высоко.

А в других ситуациях анализом лучше не увлекаться. Конечно, если Вы не литературовед. Но у литературоведов можно многому научиться. Почитайте, к примеру, книжку Бориса Михайловича Эйхенбаума "Как сделана «Шинель» Гоголя"  - это прекрасный пример профессионального прочтения художественного текста.  Логику и алгоритмику его вполне можно использовать и в своих работах.

А что значит отрефлексировать? Как правильно это сделать?

Самое главное, что вы должны понять и вынести для себя - это то, ради чего было создано произведение, т.е. его идея и глубинный смысл. Что хотел сказать автор своим произведением? Каково решение затронутой в произведении проблемы или указание пути, которым она может решаться? Литератор раскрывает самые важные идеи через своих героев. Достаточно понаблюдать за их... Читать далее
Мне кажется, что надо буквально ”пережить” произведкние и жизнь его героев. Особенно (для меня ) это касается... Читать дальше
редактор Bookmate  · 3 мая 2018
Какого-то универсального ответа тут быть не может: в конце концов, все мы страшно непохожие друг на друга читатели — со своими вкусами и жанровыми предпочтениями. При этом определенно есть смысл периодически сверяться с лучшими отечественными филологами — в особенности с теми, кто сам очень хорошо пишет и говорит. Все книги, которые я рекомендую, можно читать на... Читать далее