Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как происходила приватизация «Связьинвест»?

ЭкономикаРоссия
Соня Лебедева
  · 717
российский государственный деятель  · 13 сент 2018

Хорошо, давайте перейдем теперь к успешному проекту, приватизации Связьинвест, как я считаю. Напомню, что в 1997-м году, летом, 25% было продано за 1.75 млрд долларов, это больше, чем вообще все деньги, вырученные на залоговых аукционах, за пакеты Лукойла, ЮКОСа, СургутНефтеГаза, Норильского Никеля и многих других компаний. За один аукцион Связьинвест удалось выручить больше, чем за все эти компании. Расскажите, как происходила разделка, почему она так сильно отличалась, какие были ключевые факторы успеха и так далее.

Во-первых, инвесторы наконец поверили, что Ельцин усидит, и тот рыночный курс, который он взял, будет продолжен, курс на реформы и так далее. Во-вторых, ключевым событием, которое повлияло на поведение инвесторов, было формирование нового правительства в феврале-марте 1997-го года, куда вошли Немцов, Олег Сысуев, ваш покорный слуга, который до этого не был членом правительства, ну и Чубайс, разумеется. И в общем-то буквально первые наши действия говорили о серьезных намерениях, и инвесторы нам поверили. Тогда был снят запрет на участие иностранцев, это имело хороший эффект. Но, к сожалению, приватизация Связьинвест окончилась большим скандалом, вы, собственно, все знаете, Березовский с Гусинским лоббировали Телефонику, насколько я понимаю, они уже рассказали, что будут лоббировать правительство, и оно не сможет им отказать, они обещали Телефонике победу. Но альтернативную команду сформировал «Сорос», и в общем-то «Сорос» предложили больше денег. Его результат был для меня плачевен, началась травля, меня вынудили написать заявление об уходе, а потом осенью против меня вообще уголовное дело возбудили.

Залоговые аукционы, который вы считаете аферой, привел к тому, что мои «акции» в бюрократической иерархии резко выросли, и я дослужился до вице-премьера, а, наоборот, успешный проект привел к краху моей чиновничьей карьеры.

Мне кажется, в этом и лежит суть объяснения, максимизация государства, она очень часто требует идти на некие конфликты с олигархами, и можно поплатиться карьерой. Если же идти в фарватере их лоббизма, то можно пойти вверх, потому что ты просто делаешь свою работу и не переходишь никому дорогу, у вас не было такого ощущения после этих аукционов?

Ну понимаете, в чем дело, тогда вы, сказав А, должны сказать и Б? Говорите о том, что с Борисом Николаевичем Ельциным манипулировали олигархи. Он выполнял их волю, поэтому я сделал услугу олигархам, но, сделав услугу Потанину с Ходорковским, я насолил не менее влиятельному Фридману с Виноградовым, поэтому мне не очень понятно, почему у меня карьера пошла вверх. Вред, которые могли нанести одни олигархи, компенсировался пользой, которые могли принести другие. Влияние на больших начальников, которые стояли выше меня, было примерно одинаковым. Мне кажется, это очень упрощенная картина, я не уверен, что это так действительно. Я сейчас не буду говорить о Б.Н., я не большой эксперт говорить о том, что с ним происходило в эти годы, я видел его периодически с 1995-го по 1997-й год и очень минимально. Я могу сказать о Черномырдине, которого и лично знаю, и ситуационно. Кого он лоббировал, это был скорее Газпром, по бабкам он стоял выше, чем все тогдашние олигархи вместе взятые. На них смотрели, как на насекомых, примерно так смотрели олигархи на торговцев в кооперативных ларьках.

Тем не менее, не только я, многие считают Связьинвест наиболее успешной сделкой приватизационной в России. И Гусинский, и Березовский были против этого и активно подключали свои каналы для дискредитации Немцова, Чубайса и вас, и поэтому вы ушли. Это некоторые факты.

Ну да, поэтому, когда вы спрашиваете рассказать, я не знаю, что рассказывать, вы и так все знаете.