Сначала, конечно, хочется спросить, а что вы понимаете под «креативным мышлением»? Ну потому что ответы могут быть разными:
## Способность найти выход из запутанной ситуации
Бывает так, что вы у себя в голове «ходите по кругу». Или другая аналогия: не можете выбраться из «ментальной колеи» — это когда вы постоянно натыкаетесь на свои старые решения, которые вы уже обдумали и выбросили, потому что они вас не устраивали.
## совет:
Вашему мышлению нужна помощь извне.
Если можете собрать несколько друзей — устройте мозговой штурм. Вот здесь я описал самые типичные ошибки, прочитайте перед тем, как начать.
Если позвать никого не можете, воспользуйтесь методом фокальных объектов.
## Метод фокальных объектов
Чтобы метод работал, его нужно использовать быстро и много. Нарисуйте в центре листа вашу проблему, объект или суть вопроса. Поместите вокруг объекта на большом расстоянии три случайных предмета (ну вот прям навскидку, например: телевизор, книжка, картошка). Напишите рядом с каждым объектом по 5 его уникальных характеристик. А теперь берите сразу несколько этих свойств и попробуйте применить их к своей проблеме или своему центральному предмету. Не говорите сразу «фигня какая-то», поиграйте в эту игру немного — попробуйте объяснить эти случайные свойства у своего объекта, попробуйте отдаться течению и поплыть дальше. В какую сторону вам хочется думать? (туда и плывите)
## Способность придумывать с нуля крутые штуки
Часто под креативным мышлением имеют ввиду отсутствие проблемы белого листа, когда человек может сходу придумать сотню идей.
Этому можно научиться. Насколько легко? — зависит от многих вещей, и в первую очередь от вашего типа личности. Если вы гибки и ориентированы скорее на процесс, нежели результат — вы схватите суть очень быстро и вам понравится придумывать. Если же наоборот — вы в душе консерватор и сопротивляетесь всему новому — вам придется тяжело.
Дело в том, что креативность очень боится критики. Именно поэтому в классической версии мозгового штурма этап генерации идей и этап их оценки разделены во времени. Вы, наверное, часто сталкивались с подобным — только кто-то начинает фантазировать, высказывает первую идею, как обязательно найдется сосед, который скажет «ой, ну это не сработает». В этот момент у вас исчезает какое-либо желание придумывать.
Поэтому очень важно на этапе генерации идей подыгрывать друг другу. Представьте, что вы играете в пинг-понг, и ваша задача отбить подачу — это значит дополнить идею вашего коллеги или друга и вернуть обратно. Друг, в свою очередь, должен дополнить то, что дополнили вы и так далее. Вы не поверите, как далеко эта игра может завести! Причем чем дальше, тем более уникальными и качественными будут становится ваши идеи.
Если же вы любите делать все в одиночку, то вот что вам нужно знать о креативном процессе вообще: он всегда состоит из двух этапов — анализа и синтеза. В качестве точки отсчета может быть что угодно — слово, проблема, задача, предмет, цель.
Этап 1. Анализ — расширение информационного поля. На этом этапе вы стараетесь набросать на вашу карту разных понятий, идей и объектов. Можно пользоваться приложениями mindmap, мне больше нравится взять пачку post it и клеить их на большой лист бумаги. Тут есть важное правило: один стикер = одна идея. Ну то есть прям берите и пишите вообще все, что вам приходит в голову. Не ограничивайте себя ничем.
Этап 2. Синтез — фокусировка. Сначала вам нужно немного разобрать тот хаос, который получился. Например, можно сгруппировать стикеры. Принцип группировки придумаете по ходу. Берите первый попавшийся листочек и клейте на новую бумагу в центр. Берите второй стикер и сравнивайте с первым — если они чем-то похожи и создают группу, то клейте его рядом, нет — делайте новую группу. И так далее.
Иногда группировки бывает достаточно. Но можно пойти дальше и, например, объединить какие-то идеи. Вот тут вы поймете как раз зачем было нужно писать одну идею на одном стикере → их можно передвигать! Это невероятно простой и мощный принцип. Вы можете складывать, вычитать, комбинировать идеи — причем именно в этом кроется секрет креативного мышления.
Креатив — это ответ вашего сознания на, казалось бы, несовместимые вещи. Это то, как вы объясняете эту несовместимость. Это то, как вы приземляете абстрактные штуки на конкретное дело. Это то, как вы переносите принцип из одной области в совершенно другую.
Что бы развить креативное мышление нужно развить способность становится на время ребенком, смотреть на мир широко открытыми глазами, играть в него и смеяться.
А вместо критики использовать метод шляп де Боно.
Есть различные техники, к примеру некоторые описаны в книге Джулии Кэмерон "Путь художника". Это курс упражнений, рассчитанный на 12 недель. Курс непрост, в основном из-за необходимости каждый день повторять действия с не очевидным результатом, но книгу однозначно стоит почитать, так как она дает интересный взгляд на анатомию творческой составляющей в человеке.