Покрывайте блестящим лаком через полгода после написания примерно. Бывает сатиновый и матовый лак - он Вам не подходит, выбирайте блестящий, глянцевый. Удобнее всего просто который пшикается из пульверизатора, а не наносится кистью)
Да, необходимодо использовать, как растворитель льняное масло отбеленое, тогда картина будет всегда красивой и блестящей и не иногда не станет матовой.
Наоборот. После того, как вы закончили писать, подождите, пока ваша работа полностью высохнет - если мазки наложены щедро и пастозно, чаще всего советуют не трогать ее около года (!), прежде чем покрывать слоем дамарного лака, т.к. если сделать это преждевременно, работа здесь и там может со временем потрескаться.
Все зависит от технических нюансов. "Тянущий" грунт например создает пожухлость красочного слоя. Так же (было сказано выше) после того как предыдущий слой только высох, то нанесённый последующий станет матовым. Если разбавитель был летучий, он так же создает матовое покрытие. Иногда художники стремятся к этому! Избежать матовости поможет лак с маслом.